О лучших зданиях 1917—1953 годов

19.08.2018 /

В последнее годы текстов с кричащим заголовком «Топ-10 (20, 30) лучших (красивейших, уникальнейших, необыкновенных) зданий Харькова» появляется все больше. Как это не печально, скорость их появления практически равносильна темпам уничтожения и разрушения этой самой архитектуры. В большинстве героями этих «топ-топов» становятся постройки дореволюционного  периода. Оно и понятно, ведь старые особняки без должной реставрации и ухода покидают наш прекрасный город значительно быстрее других. Единственное, что меня всегда смущало в подобных материалах, так это то, что в тексте, помимо частых ошибок в дате постройки и фамилии архитектора, не всегда понятно, чем это конкретное здание лучше остальных и в чем его значимость.

При работе в архиве с фондом «Главного управления архитектуры и градостроительства исполкома Харьковского областного совета народных депутатов» в одном из дел мне посчастливилось обнаружить прекрасный (правда, без указания автора) документ, датируемый концом 1953 года ― «Краткая характеристика лучших зданий и сооружений города Харькова периода 1917—1953 годов». На пяти страницах машинописного текста содержалось детальное описание двадцати архитектурных объектов советского периода, построенных, в том числе, и в послевоенные годы. Ведь как мы знаем из статьи «О главном архитекторе послевоенного Харькова», в те времена теме благоустройства и озеленения нашего города внимания уделялось немало.

Многие из дореволюционных особняков были разрушены, и на месте руин стали воздвигать новые здания. Планы в то время, несмотря на разруху, были грандиозные. Однако не всем им было суждено сбыться.

Давайте же все-таки узнаем, какие здания попали в этот «список лучших»?

Итак, под №1 составители списка указали центральный универмаг, находящийся сейчас на Павловской площади, 1/3. После войны от постройки осталась лишь коробка. По этой причине  архитектору А. М. Мовшовичу пришлось создать проект буквально с нуля. В 1952 году постройка была окончена и сдана в эксплуатацию.

«Колонны большого ордера, поддерживающие крупные полуциркульные арки, огромные проемы-витрины сообщают зданию монументальный выразительный облик и хорошо выражают образ здания. Богатый лепной декор и белая цементная штукатурка придают зданию нарядный и привлекательный вид», ― писали составители документа. И правда, в то время здание смотрелось действительно красиво.

Здание Харьковского вокзала, одного из крупнейших в то время в стране, было достроено в 1952 году. Творение архитекторов  Е. А. Лымаря, Б. С. Мезенцева и Г. И. Волошинова благодаря своему центральному многоколонному портику с двумя башнями по бокам и большой аркой главного зала прекрасно дополнили образ большого города. Для отделки залов ожидания и ресторана использовали мрамор, хрусталь и бронзу. Также особо отмечались оригинальность и богатство декоративных форм на фасадах и внутри. Ну и, конечно, размах пространственного решения.

Многие из нас, проходя сейчас по улице Свободы (ранее ― улица Иванова) не обращают внимания на здание общеобразовательной школы №5. А жаль. Ведь именно оно, восстановленное на старых фундаментах в 1951 году по проекту архитектора Г. И. Нечесенко, значится в списке под номером три. Благодаря тому, что «простыми средствами достигнута большая выразительность здания».

Несмотря на то, что постройка нового здания Харьковского университета к моменту написания списка (1953 год) была только начата, в документе оно упомянуто под №4. Согласно проекту архитекторов В. П. Костенко, А. М. Касьянова, В. И. Липкина, И. Д. Ермилова и других «использовались самые прогрессивные черты столичных зданий в сочетании с элементами украинского народного творчества». Высотный силуэт университета должен был доминировать над городом и сообщать ему особую архитектурную выразительность.

Здание неподалеку от вокзала по адресу Котлова, 83-А известно как Дворец культуры железнодорожников. Однако раньше постройка 1929 года, созданная по проекту А. И. Дмитриева, была знакома жителям нашего города как «Дворец культуры имени И. В. Сталина». Объект также попал в список лучших. О его архитектурной ценности написано довольно много, куда более интересна характеристика 1953 года: «Несмотря на влияние конструктивизма, здание имеет ряд положительных черт ― выразительность, хороший план, использование живописи для отделки».

Семиэтажное здание, выходящее главным фасадом на привокзальную площадь, авторства академика Алексея Николаевича Бекетова, также считалось одним из лучших. Отмечались хорошие формы, простые пропорции и то, что «здание монументально, но в то же время не потеряло характер жилого дома». Все желающие могут полюбоваться этим домом, придя на улицу Евгения Котляра, 8/10.

Построенное на месте сгоревшего Народного дома в 1938 году здание Краснозаводского театра (сейчас ― Дворец культуры ХЭМЗ ) находящееся по адресу: пр. Героев Харькова, 94, лично у меня никакого восторга и восхищения не вызывает. В годы войны постройка сильно пострадала, и в 1952 году архитекторами Арешкиным, Ореховым и Донским был разработан проект реконструкции, направленный на обогащение архитектурной выразительности фасадов и улучшение планировки. В 60-х годах дом реконструировали уже по проекту других архитекторов. Но, судя по всему, это ему мало помогло. Как бы там ни было, в 1953 году людям, по-видимому, нравилось.

На месте разрушенного немецкими оккупантами здания ЦКПБ(б) У (ранее там находилось здание Харьковской земской управы) в послевоенное время стали возводить здание для обкома коммунистической партии Украины (сейчас это Харьковская областная администрация).

Авторами проекта новой постройки были архитекторы Орехов и Костенко. Хотя на момент написания «Краткой характеристики лучших зданий и сооружений города Харькова периода  1917—1953 годов» постройка еще не была завершена, она все же попала в этот список. Главный фасад здания, выходящий на Сумскую улицу, создан в крупных монументальных формах и снабжен колонами большого размера. Указывалось, что «капители и декор имели элементы национальной архитектуры». Но одной из главных ценностей здания было то, что оно замыкало перспективу со стороны нынешней площади Свободы, становясь неотъемлемой частью ее ансамбля.

Реконструкция здания горсовета, построенного еще в довоенные годы, началась в 1947 году. Однако творение архитектора В. Костенко было уже не реконструкцией, а совершено новой постройкой, и к моменту своего завершения получило следующую характеристику: «Находясь в центральной части города, среди крупных зданий старой застройки, здание горсовета выгодно выделяется как своим высотным силуэтом с башней, так и своими оригинальными формами, решенными в мотивах украинской народной архитектуры».

Замыкал же первую десятку списка лучших нынешний Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, расположенный по адресу: ул. Ярослава Мудрого, 25. Как и многие другие здания, в годы войны оно сильно пострадало. Поэтому в 50-х годах прошлого века по проекту Григория Павловича Домшлага провели реконструкцию с использованием форм классической архитектуры. В центральной части был сооружен высокий шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Также в 1953 году отмечалось, что «в результате реконструкции облик здания улучшается, и архитектура его встречает положительную оценку». С тех пор прошло немало лет, но с этим тезисом я полностью согласен. Здание действительно красивое и приятное.

Открывает вторую «десятку лучших» один из символов нашего города.

Здание государственной промышленности (Госпром), построенное в 1926—1930 годах по проекту архитекторов Серафимова и Кравца, получило в документе интересную характеристику: «Первое высотное здание в СССР стоит на площади Дзержинского и замыкает эту площадь по продольной оси. Несмотря на конструктивистские формы, здание это имеет важное градостроительное значение для города Харькова». Строительные качества здания, а именно, железобетонную каркасную систему, также высоко оценили.

Иногда после работы в архиве я люблю прогуляться по улице Мироносицкой. Тишина, красивые особняки, да и к коллегам по историческому цеху на кофе заглянуть по пути можно. Однако на дом под №17, если честно, внимания не обращал. Ну что в нем особенного? «Сталинка» как «сталинка». А вот в отличие от меня, в 1953 году эксперты уделили серьезное внимание этому дому, который был построен в 1952 по проекту архитектора В. С. Донского. Четырехэтажное здание с цокольным этажом попало в список лучших харьковских объектов, так как «скромные декоративные средства (рустовка цоколя, филенки на простенках верхнего этажа, живописные фронтоны по осям эркеров прекрасно соответствовали образу жилого городского дома». Вот так, этого хватило, чтобы попасть на 12-е место!

Фото: Иван Пономаренко, 2018

Тринадцатым в списке лучших числился не особняк, а целый комплекс жилых домов в поселке ХТЗ. Среди положительных моментов особо отмечалась ансамблевая застройка 6-этажными зданиями с благоустройством и озеленением прилегающей территории. Сами же дома были выполнены без штукатурки, в сочетании красного и белого кирпича.

Фото: Иван Пономаренко, 2021

Прекрасный сквер Победы с бассейном и фонтаном «Стеклянная струя» был создан в рамках послевоенной реконструкции Харькова.

Водное зеркало, хорошее озеленение и архитектура малых форм придавали этому месту хороший вид. Уже в то далекое время Стеклянная струя стала излюбленным местом отдыха жителей нашего города. Ну и, ясное дело, попала в список лучших построек.

На месте разобранного старого здания в 1951 году в саду Шевченко воздвигли розариум. Постройка представляла собой деревянную галерею с перголами (навесами), перед которыми располагались цветники и фонтан. Крайне удачно были применены цветные вазы, формирующие зелень, и естественно посаженые розы. Розариум по праву считался украшением не только сада, но и города. До наших дней он не сохранился, так что можно только представить, как хорошо было гулять в саду Шевченко, благоухающем розами…

Памятник Тарасу Шевченко был единственным монументом, попавшим в документ «Краткая характеристика лучших зданий и сооружений города Харькова периода 1917—1953 годов». Уже в то время он имел репутацию лучшего изображения великого украинского поэта.

И по сей день террасный сквер на Соборном спуске ― одно из любимых мест отдыха жителей нашего города. Так прекрасно сидеть у фонтана на лавочке в упоительной тени деревьев в историческом центре города… Разбит этот сквер был в 1952 году на месте старых домов и складов, разрушенных в годы войны. Крупное падение рельефа обусловило его создание на четырех террасах. На каждой был устроен фонтан, а сам сквер был хорошо озеленен. Теме озеленения, кстати, в годы послевоенной реконструкции Харькова уделялось большое внимание.

Практически напротив центрального входа в Центральный парк по адресу: Сумская, 128 гордо возвышается жилой дом со шпилем. Очень жаль, что многие не обращают на него внимания во время экскурсий. А ведь творение архитекторов Павленко и Ермилова, построенное в 1953 году, тоже попало в список лучших. Современники писали, что здание отличается оригинальностью замысла и очень хорошо увязано с парком. Угловая часть со шпилем удачно оформляла въезд в Харьков. Квартиры же в доме отличались удобством и благоустроенностью.

Так получилось, что в 50-х годах прошлого века два здания в самом начале улицы Сумской обрушились. На их месте по проекту архитектора Я. А. Блиндера был воздвигнут новый жилой дом, которому удалось максимально удачно и органично вписаться в окружающую застройку и получить позитивную оценку общественности города. Видимо, поэтому здание на Сумской, 7/9 и попало в список лучших построек.

Ну а завершал документ небольшой, но крайне интересный жилой дом по адресу Сумская, 114. Здание было возведено в 1950 году по проекту архитектора В. П. Костенко.

При его постройке, оказывается, впервые в Харькове были применены керамические блоки для облицовки фасада.

Фото: Иван Пономаренко, 2019

Безусловно, большинство объектов, попавших в документ «Краткая характеристика лучших зданий и сооружений города Харькова периода 1917—1953 годов», ― это постройки послевоенного периода. Это было время, когда город после двух оккупаций и освобождения в конце августа 1943 года, несмотря на разруху, воскресал из руин. Зачастую, проходя сейчас по улицам Сумской или Мироносицкой, мимо домов советского периода, мы (в том числе и я) не всегда обращаем на них внимание. Серые, заурядные, безликие, да и вообще не чета особнякам дореволюционным. Поэтому-то главный итог прочтения «списка двадцати лучших» состоит как раз в том, что он дает нам прекрасную возможность совершенно по-другому увидеть и понять ценность этих зданий ― как для истории города, так и для самих себя.