Первые харьковские трамваи

01.01.2018 /

На ул. Университетской, 33 можно увидеть стритарт от Kailas-V с харьковским трамваем типа «Ф», он был создан по историческому фото 1910-х гг.

С 12 немецких трамваев MAN, выпущенных в Нюрнберге, началась в 1906-м году трамвайная история города.

Кузов был деревянным на стальной раме, в салоне было 18 мест для сидения, а полная вместимость была 50 пассажиров. Трамваи были слабенькими (31 л.с.) и тихоходными (~10 км/ч). Но линии активно расширялись, и с 1910 по 1913 г. харьковский трамвайный парк пополнили 84 моторных и 28 прицепных вагонов «Ф», уже с заводов в Мытищах, Николаеве и Таллине. Внешне они весьма напоминали немецкие трамваи, но были мощнее (55 л.с.) и быстрее.

33-й номер — это номер вагона. Фото сделано в уже несуществующем Пискуновском трамвайном депо, маршрут шел с нынешней ул. Григория Сковороды до Большой Панасовской через Павловскую площадь.

«Ф» означал «фонарный», но к фаре это никак не относилось — фонарем называли надстройку с небольшими окошками в крыше кузова. К 1930-му году трамвайная сеть полностью перешла с узкой колеи 1000 мм на 1524 мм, стали больше и сами трамваи. В вагоны серии «Х» влезало уже в два раза больше — 100 пассажиров… Большинство дореволюционных трамваев было списано или передано в другие города, часть вагонов была переведена на широкую колею — они использовались как прицепные. Тем не менее в некоторых других городах последние вагоны типа «Ф» и были списаны лишь к середине 1960х, а в Евпатории и Конотопе они работали до середины 1970х — к этому времени им было уже по 60 лет!