Первые харьковские трамваи

Харьков в фотографиях. Стритарт с харьковским трамваем типа «Ф», созданный по историческому фото 1910-х гг.. С 12 немецких трамваев MAN, выпущенных в Нюрнберге, началась в 1906-м году трамвайная история города.

Кузов был деревянным на стальной раме, в салоне было 18 мест для сидения, а полная вместимость была 50 пассажиров. Трамваи были слабенькими (31 л.с.) и тихоходными (~10 км/ч). Но линии активно расширялись, и с 1910 по 1913 г. харьковский трамвайный парк пополнили 84 моторных и 28 прицепных вагонов «Ф», уже с заводов в Мытищах, Николаеве и Таллине. Внешне они весьма напоминали немецкие трамваи, но были мощнее (55 л.с.) и быстрее.

«Ф» означал «фонарный», но к фаре это никак не относилось — фонарем называли надстройку с небольшими окошками в крыше кузова. К 1930-му году трамвайная сеть полностью перешла с узкой колеи 1000 мм на 1524 мм, стали больше и сами трамваи. В вагоны серии «Х» влезало уже в два раза больше — 100 пассажиров… Большинство дореволюционных трамваев было списано или передано в другие города, часть вагонов была переведена на широкую колею — они использовалась как прицепные. Тем не менее, в некоторых других городах последние вагоны типа «Ф» и были списаны лишь к середине 1960х, а в Евпатории и Конотопе они работали до середины 1970х — к этому времени им было уже по 60 лет!
На фото 33-й номер — это номер вагона, а не маршрута. Фото сделано в уже несуществующем Пискуновском трамвайном депо, маршрут шел с Пушкинской до Панасовской через Павловскую площадь.

Фото: Ivan Ponomarenko
Любите ваш город и он ответит вам взаимностью. Все самое интересное только начинается.