Управление Северо-Донецкой железной дороги было построено в 1910-1912 г. по проекту архитектора С. Тимошенко, П. Ширшова и П. Соколова. Этот памятник архитектуры в стиле модерн расположен на пл. Фейербаха 7.
Иногда современному человеку крайне тяжело понять функциональное предназначение некоторых элементов старины. Сменяются эпохи, меняется быт и старые вещи превращаются в замысловатые артефакты, над которыми приходится поломать голову.
Например, тяжело понять, для чего на углах и стенах этого здания расположены красивые подвески-крепления. Что здесь было расположено? Электрические фонари? Телефонная сеть? Это флагштоки? Встречались версии и о креплениях для трамвайной сети, но трамвай по этому переулку, судя по старым картам, никогда не ходил.
Также стоит вспомнить пару слов и о Северо-Донецкой железной дороге, название которой, в виде надписи дореволюционной орфографией, можно увидеть на фасаде.
Общество Северо-Донецкой железной дороги было создано в 1908 г. промышленником Ф. Енакиевым и председателем правления Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка С. Хрулевым.
Железная дорога строилась в первую очередь для связи горно-промышленных предприятий Донбасса с остальными регионами Российской империи.
К 1913 гг. была проложена линия Льгов-Харьков-Родаково-Лихая, от Курской губернии до Области Войска Донского через Слобожанщину и Донбасс.
Вопреки заблуждениям, первоначально эта дорога не переходила «под крыло» Южной железной дороги в 1900-х и не переезжала в 1914-м в новое здание на Привокзальной площади.
С установлением советской власти Северо-Донецкая железная дорога была преобразована в Донецкие железные дороги, и только в 1931-м включена в состав Южных железных дорог.
В 1937-м Северо-Донецкие железные дороги были восстановлены вновь, но в 1953-м были ликвидированы и присоединены к Донецкой железной дороге…
Cейчас бывшее здание управления Северо-Донецкими железными дорогами принадлежит Украинскому государственному университету железнодорожного транспорта (УкрГУЖТ).
Интерьеры во многих местах — сохранились
Особенно это касается лестниц.
Также в коридорах попадается метлахская плитка (скорее всего завода Бергенгейма или Дзевульского и Лянге)
Некоторые двери с фурнитурой также пережили многие десятилетия.
То же самое можно сказать про подоконники.
Наглядное пособие для изучения устройства локомотива:
Немногие знают, что в одном из корпусов УкрГУЖТ «спрятана» секция тепловоза ТЭ3, а на улице во дворе стоит пассажирский вагон.