Пароход «Харьков»- «самое длинное судно в мире»

В первой части мы рассказывали о первом крупном пароходе «Харьков», который был построен в США, менял свое имя пять раз, а после военной и торговой службы стал пристанищем для писателя Сергея Довлатова.

Якорь на Лазьковском мосту

Иногда судьбы судов настолько интересны, что заслуживают книги. Еще один корабль с именем нашего города прославился курьезным инцидентом, вошедшем в историю торгового флота.

Но обо всем по порядку. Корабль был спущен на воду перед Первой Мировой, в мае 1914 г. на верфях Bremer Vulkan в Вегесаке, сейчас это район Бремена в Германии. Пароход получил имя Anhalt и был сравним по размерам с уже упоминавшимся «американским Харьковом» (водоизмещение 6557 брт, длинна 150 м). Это был типовой корабль класса Rheinland, с 1912 по 1915 гг. их было построено 12 штук по заказу пароходства Norddeutscher Lloyd (NDL) для торговых рейсов в Австралию.

SS Pfalz (1913), однотипный корабль с Anhalt класса Rheinland

С началом Первой Мировой многие корабли этой серии были захвачены разными странами Антанты и использовались уже против Германии и Османской империи, например в сражении за Дарданеллы.

Anhalt был интернирован союзниками в Индонезии, где пробыл до 1919 г., когда его передали Британии. Через три года англичане продали его испанцам, которые переименовали корабль в Aya Mendi.

В 1925-м немецкое пароходство NDL выкупило пароход себе обратно. Но технический прогресс не стоял на месте и тихоходный довоенный корабль стал стремительно устаревать. В итоге немцы от него избавились и продали в ноябре 1932-го уже в СССР. Пароход получил имя «Харьков» и совершал рейсы из Одессы в Европейские страны и Юго-Восточную Азию. В 1933-м с ним произошел презабавнейший инцидент. О нем можно узнать из множества документальных и художественных источников, например из книги Н. Болгарова «Пароход» а также повести Паустовского «Чёрное море» («Горох в трюме»)…

Корабль перевозил груз бобов, но возле Стамбула у мыса Кара-Бурну сел на мель и получил пробоину. Бобы начали разбухать и в итоге разорвали корпус судна на две части, настолько велика была сила их давления. Из-за мелкого дна половинки корабля не утонули. Водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), прибывшие на место крушения, загерметизировали половинки. Буксирные пароходы доставили носовую часть в Севастополь, оставив корму в Стамбуле, где её дополнительно укрепили, а потом забрали и её.

Моряки долго тогда шутили: «Пароход „Харьков“ — самое длинное судно в мире: нос в Севастополе, — корма в Константинополе». Вскоре половинки соединили электросваркой и корабль продолжил службу.

Во время Гражданской войны в Испании пароход возил припасы республиканцам. В 1938-м «Харьков» участвовал в операции в устье реки Туманная во время боев РККА с Японией у озера Хасан. Многие члены экипажа были награждены, в т.ч. капитан Виталий Цильке. Позже Цильке стал капитаном танкера «Донбасс», который был потоплен немецким эсминцем Z27 у Шпицбергена в ноябре 1942-го. Цильке попал в плен, бежал и после допросов в СМЕРШе встретил конец войны в звании рядового…

Виталий Цильке, капитан парохода «Харьков»

А что же «Харьков»? В июле 1941-го во время погрузки зерна в Николаеве в него попали несколько авиабомб и корабль был затоплен. После захвата города немцы подняли корабль и смогли его восстановить. Корабль вновь стал немецким (уже в третий раз!), ему присвоили имя «Boy Federsen».

10 августа 1943-го года бывший «Харьков» встретили торпедами уже советские самолёты. Около суток поврежденный корабль находился на плаву, за это время немцы перегрузили большую часть его грузов на другие суда, а на следующий день корабль пошёл ко дну, уже второй и последний раз. В апреле 2017 г. неподалеку от Евпатории на глубине 90 м корабль был найден водолазами.

Он хорошо сохранился, а на одном из снимков со дна виден немецкий грузовик Mercedes, который скатился с палубы. Изначально экспедиция надеялась найти на корабле золото, которое немцы эвакуировали из Крыма, и которое, очевидно, было перегружено на другие суда, пока корабль оставался на плаву. Впрочем, возможно, где-то в недрах корабля до сих пор прячутся другие секреты…

Специально для Харькова Манящего: Ivan Ponomarenko

===

Источники: