Пароход «Харьков», который сменил пять имен

10.03.2021 /

Харьков не имеет выхода к морю, хотя тут есть морской музей, детско-юношеский клуб моряков и общественная ветеранская организация подводников…

Нельзя не вспомнить Израиля Фисановича, героя-подводника, погибшего в 1944 г, мемориальная доска которому установлена на ул. Рымарской, 23А (в честь него также названа отдельная улица).

Но история первой половины ХХ века знает и три весьма крупных корабля под именем «Харьков». Их судьбы удивительны, забавны или драматичны. Каждый заслуживает отдельной статьи. 2 парохода были построены еще в годы Первой Мировой войны, принадлежали торговому флоту и несли имя нашего города в порты мировых держав на разных континентах. Третий был более современным военным судном, спущенном на воду в 1934-м. И если трагическая судьба последнего довольно подробно освещена в разных исследованиях, история гражданских судов «Харьков» не столь известна. Происхождение одного из них вообще было покрыто туманом — обрывочные сведения удалось найти лишь в зарубежных источниках. С него и начнём.

Самый малоизвестный корабль, который носил имя «Харьков», имеет длинную и запутанную историю. Первоначально он был спущен на воду в конце Первой Мировой войны, в 1918-м году в Сиэттле, США. Это был грузовой корабль общего назначения, его валовая вместимость составляла 5747 брт. Строила корабль судоверфь J. F. Duthie & Co по заказу Британского правительства и называться он должен был «War Moon» («Спутник Войны»).

Но Первая Мировая война закончилась, и Великобритания отказалась от корабля. Судно выкупило американское правительство и нарекло «Westboro». В 1926 году оно было продано пароходству «Christenson SS Co.» в Сан-Франциско и было вновь переименовано, в «Jane Christenson».

2 января 1935-го года этот корабль стал участником кораблекрушения, унёсшего жизни 6 человек.

В проливе Ист-Ривер (Нью-Йорк), отделяющего Манхеттен от Бруклина, «Jane Christenson» протаранила пассажирский корабль «Lexington», который разломился пополам и затонул, «Джейн» же осталась нв плаву.

В ноябре 1942-го корабль был принят советской закупочной комиссией и переименован в «Сталинград», он эксплуатировался Дальневосточным морским пароходством. Однако, через полтора года корабль вернули в США, т.к. его состояние было весьма плачевным и на момент передачи, а потом стало совсем неудовлетворительным. Американцы учли претензии, капитально отремонтировали и модернизировали корабль. В декабре 1944 он был в пятый раз переименован, уже в «Харьков», и вновь приступил к рейсам между США и СССР по Тихому океану.

В августе 1945-го «Харьков» поучаствовал в высадке десанта во время одного из заключительных этапов Второй Мировой войны — Советско-Японской войны. С мая 1948 г. корабль плавал уже в Европе — в составе Балтийского пароходства.

В 1968-м пароход был выведен из эксплуатации. Но после этого он не был утилизирован, а еще с десяток лет простоял на набережной Лейтенанта Шмидта в центре Ленинграда.

Он был плавучим складом, а также давал пар на судостроительный завод. Таким образом «Харьков» еще долго «рекламировал» имя нашего города в центре Ленинграда. В 1977-м на корабле «Харьков» жил и работал известный писатель Сергей Довлатов.

Приведем цитату из книги «Ленинград Довлатова. Исторический путеводитель» Льва и Софьи Лурье:

Новый 1977 год Сергей Довлатов встретил на пароходе «Харьков», куда устроился матросом после увольнения из «Костра» и безрезультатных попыток найти приличное место в редакциях городских газет. Пароход «Харьков», пришвартованный у северной площадки судоремонтного завода представлял собой плавучий склад и ремонтную базу.

Якорь неизвестного корабля у здания на перекрёстке ул. Коцарской и Ярославской в Харькове

О том, как другой пароход «Харьков» стал «самым длинным судном в мире», можно прочесть во второй части.

===

Источники: