ХАТОБ

10.07.2015 /

Здание Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко на Сумской, 25 действительно впечатляет своим размером. Его строили с 1970 по 1991 гг., оно являлось одним из самых известных долгостроев в Харькове.

Количество предположительно «пропавших» на его строительстве материалов стало в городе притчей в языцех. Если посмотреть на снимки, времен возведения ХАТОБа, можно увидеть, что его конструкция опиралась на самые разнообразные материалы (металлические фермы, шлакоблок, бетон, кирпич, и т.д.). Всё это было отделано артикским туфом, вулканической породой, которую везли из Армении, благодаря чему здание воспринимается как бруталистко-цельнобетонное.

Хотя этот брутализм лишь мимикрирует под огромное бетонное сооружение.

Впрочем, по поводу стилистической принадлежности здания ведутся споры — по форме он может относиться к брутализму, но интересный декор уже напоминает постройки архитектуры постмодернизма.

Реквизит за кулисами

В большом зале — 1500 мест.

В главном зале 2 яруса балконов.

В малом зале — 400 мест, здесь показывают театральные представления, хотя с 2000 по 2011 гг. в малом зале располагался кинотеатр «Кинопалац».

в задней части оборудована летняя сцена-амфитеатр, которая используется для концертов и показов кино

Ровная, выложенная плитами площадка перед ХАТОБом стала любимым местом представителей городских культур — скейтеров и BMX-велосипедистов. Здесь регулярно проводились фестивали уличных культур.

В коридорах, внешних и внутренних лестничках и площадках здания можно заблудиться. В 1990х гг. внешние открытые балконы были одним из любимых мест сбора подростков из неформальных движений. Сейчас они закрыты для свободного посещения.

Внутренние помещения напоминают переборки авианосца или инопланетного космического корабля, севшего навечно на посадочную площадку в центре города.

Здесь можно долго гулять, задаваясь вопросами «что это» и «зачем это».

Особенно впечатляет вид снизу вверх перед входом, если встать под козырёк.

Внутри в передней части здания много места, которое используется для выставок и ярмарок.

Скульптурная композиция «Музыка Лысенко» (скульптор С. Ястребов)

За проект отвечал коллектив архитекторов института КиевЗНИИЭП: С. Н. Миргородский (руководитель проекта), В. Д. Елизарова, Н. В. Чуприна, Р. Н. Гупало и А. П. Зыбина. В 1970-м проект был вполне свеж и отдаленно напоминал Сити-холл в Бостоне (1966).

В боковых частях и цокольном этаже ХАТОБа расположено множество кафе, мастерских и студий. Задняя часть ХАТОБа, за сценой — 7-этажная, здесь располагаются гримерные, мастерские по изготовлению декораций, технические кабинеты — всё, что обеспечивает функционирование оперы и балета.

Мастерская по изготовлению декораций сцены находится на последнем этаже и оборудована световыми окнами в крыше

В 2019 году в театре работало боле 750 человек.

Из них 300 — артисты.

В подвале — гараж и помещения, которые используются для «альтернативных» мероприятий. Здесь проводили фестиваль «план B».

А в 2019 г. располагалась одна из площадок Биеннале молодого искусства.

2005 г., на фасаде еще практически не было рекламных афиш

13 марта 2022 г. ХАТОБ получил повреждения из-за обстрелов российской РСЗО.

В театре была повреждена крыша и выбиты световые окна в ней.

Также пострадало множество других окон

Харьковский художник Гамлет Зиньковский сделал из одной из российских ракет на крыше ХАТОБа стритарт-работу «Карандаш страшной реальности. 22H»