Мы уже вспоминали о первых попытках наладить автобусное сообщение в Харькове в дореволюционные годы. Увы, по ряду причин автобусы тогда быстро пропали с харьковских дорог более чем на 10 лет. В 1925-м у нас действовало 15 британских автобусов Leyland, в 1928-м на маршрутах было уже 36 машин. Были среди них и действительно уникальные экземпляры, которые мы не можем пропустить.
Многие харьковские автомобилисты и пользователи социальных сетей заметили появление в городе «классического» американского желтого автобуса, который развозит детей одной из частных школ.
Этот желтый автобус Freightliner очень длинный и не совсем подходит габаритами под харьковские улицы. Однако, это не первый американский автобус-гигант на наших дорогах. Исследователь Эдуард Зуб в газете 1927-го года нашел заметку и фотографию о безымянном американском автобусе, который был приобретен Харьковским комхозом «для нужд харьковского населения». Но что же это был за автобус? В результате долгих поисков удалось это установить. Модель оказалась весьма неординарной и редкой даже для Америки 1920х, притом обладала любопытной историей и уникальными техническими особенностями.
В конце 1910-х всемирно известный промышленный гигант, производитель шин Goodyear решил самостоятельно разработать несколько грузовиков и автобусов для испытаний своей продукции и перевозки рабочих. В результате конструкторской работы Эллиса Темплина появилось несколько грузовиков и автобусов, в т.ч. экзотический восьмиколесный. На 6-колесный грузовик патент был выдан в 1921-м. Вскоре Темплин покинул Goodyear и перебрался в Филадельфию (Пенсильвания). Вместе с Честером Макгрири им была основана компания с незамысловатым названием The Six-Wheel Co. («Шесть Колёс»), которая начала выпускать автобусы на разработанном в Goodyear шасси. Справедливости ради стоит отметить, что инженер не «похитил свои чертежи» со старого места работы, а законно лицензировал конструкцию у своего бывшего работодателя.
Автобусы начали выпускать в 1924-м в 2 модификациях: междугородняя, с колесной базой 5.71 м и укороченная городская с колесной базой 4.92 м. У последней были складывающиеся передние двери и более высокая крыша. Именно такой автобус приобрел Харьков. На тот момент это было самое длинное шасси в США. Автобус мог перевозить 27 пассажиров, салон был оборудован комфортными кожаными креслами, каждое боковое окно могло открываться.
По технической части было тоже немало интересного. Во-первых, трехосная, для того времени диковинная конструкция (два задних моста были ведущими). Во-вторых — стальной кузов, что было у нас редкостью вплоть до 1950х. Зачастую кузова автобусов в те времена были деревянными с металлической обшивкой. Но дерево в нашем климате быстро гнило, рассыхалось и машины приходилось отправлять в утиль раньше срока. В автобусе Six Wheel Co. деревянной была только крыша.
Автобус был оборудован двигателем популярнейшего в те времена моторостроителя Continental Motors, объемом 5.4 литра, и очень неплохой для 1924-го года мощностью в 70 л.с. Также стоит отметить нетипичные фары «в виде пули» с маленьким рассеивателем. Это была очередная техническая новинка от фирмы Edmond & Jones с одной центральной линзой внутри и увеличительной линзой на ее конце.
Внешние панели автобуса были легкосъемными, что позволяло их менять и ремонтировать без прибегания к серьезным кузовным работам. В общем, на фоне архаичных британских Layland, которые эксплуатировались в городе с 1925-го и неоднократно засветились на фото и даже в прозе, «американец» 1924-го казался космическим кораблем.
Увы, харьковские следы автобуса Six Wheel Co. теряются. Можно предположить лишь то, что благодаря стальной конструкции он прослужил дольше его деревянных коллег. Также теряются следы и американского предприятия в конце 1920х. Очевидно, Великую депрессию завод не пережил, поэтому «пополнить» этой же моделью автобусные парки Харьков не смог бы физически.
Зато в 1930х на улицах начали появляться автобусы уже советского производства, на шасси ЗиС, многие из которых были сделаны кустарным способом силами ремонтных предприятий в самом Харькове. Как тут не вспомнить, что в основе шасси грузовиков и автобусов ЗиС (начиная с АМО-2 и заканчивая всем известным ЗиС-5) лежала также конструкция американского грузовика Autocar Dispatch SА… Но это уже совсем другая история…
РубрикиТранспорт