По прошествии ровно 20 дней с момента нашей поездки по Сумщине мы с Инной Роменской, Дмитрием Кривулей и Антоном Бижко вновь отправились в путь. Новые слобожанские дали звали и манили нас. Глаза разбегались от количества мест, куда хотелось поехать. На этот раз наш выбор пал на маршрут Славгород – Мезеновка – Рясное, находящиеся на территории бывшего Ахтырского уезда. Как обычно, с дорогами у нас огромная проблема. Однако удача все же улыбнулась: к нам присоединилась часть команды организаторов «1st Auto Grad Rallye» из УАР (Украинский Автомобильный Рух) в лице Богдана Бондаренко, Алексея Сорокина и Ольги Дзюбы. Именно благодаря их Nissan Patrol и JEEP Wrangler, которые смогли преодолеть любое бездорожье, мы и добрались до всех запланированных мест.
Итак, первая точка нашего путешествия ― Славгород.
Изначально это было укрепленное местечко, населенное боярскими детьми, пушкарями да стрельцами. В 1686 году ахтырский полковник Иван Перекрестов купил Славгород у боярских детей Вольновской службы и заселил его «черкасами».
Однако в 1704 году в силу своей жадности и притеснения казачества он попадает в опалу.
По Высочайшему повелению Петра I его отстраняют от полковничьего уряда, а огромные и богатые имения Перекрестова отбирают и передают в казну.
Следует отметить, что полковники и сотники слободских полков в то время действительно не отличались идеальным поведением. Их борьба за власть, доносы друг на друга, коррупционные схемы и т. д. прекрасно и детально описаны в книге Владимира Маслийчука «Казацкая старшина слободских полков второй половины XVII ст. ― первой трети XVIII ст.».
В 1720 году Славгород в числе прочих бывших владений Перекрестова был пожалован Петром I своему духовнику Тимофею Васильевичу Надаржинскому.
До конца XVIII века существовало в Славгороде четыре храма:
1) Святителя Николая;
2) Троицкий;
3) Архангельский;
4) Введенский.
Однако со временем они либо сгорели, либо были разобраны. В 1807 году на средства помещицы Варвары Надаржинской был воздвигнут однопрестольный каменный храм в классическом стиле во имя св. Троицы, украшенный колоннами и с колокольнею.
Затем имение переходит к Корсаковым, а потом ― к князьям Голицыным.
Перед самим храмом на площади 18 апреля в 1818 году на могиле генерал-майора А. И. Корсакова был воздвигнут прекрасный мавзолей из красного кирпича. Когда в 1914 году усадьбу посетил Григорий Лукомский, выглядел мавзолей весьма печально. Сейчас же от него и вовсе не осталось и следа.
В 1843 году Софьею Алексеевною, княгинею Голицыной, урожденной Корсаковой, храм этот был возобновлен. В нем появился новый иконостас, два киота в притворе, паркетный пол в алтаре. В нишах наружной стены храма, сиротливо пустующих сейчас, были поставлены удивительно красивые алебастровые изображения архангелов Гавриила и Михаила, святителя Алексея, мучениц Софии и Александры, вмч. Варвары и Екатерины, ап. Петра, св. Василия и мученика Виктора.
Колокольня же была выстроена весьма необычно: в виде массивного, четырехугольного, с прямым отверстием куба.
Во время пребывания на посту епископа и архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (в миру — Алексей Иосифович Ключарев), а именно в 1882 -1901 годах эти статуи были убраны, а в нишах вместо них были написаны фрески или установлены новые статуи епископов в митрах. В то же время убран был «за ветхостью» и чудесный иконостас.
Причина этому всему была предельно проста: дело все в том, что бдительное око Харьковского епископа усмотрело в храмовых изваяниях признаки католичества.
В этом, кстати, не было ничего экстраординарного. На Слобожанщие, действительно, в храмах можно было встретить и статуи, и иконы, присущие католичеству. В книге В. Ф. Давыденко 1901 года издания «Современное состояние расколо-сектантства в Харьковской епархии» читаем:
Кроме того, в рядах икон, украшающих храмы и божницы наших православных крестьян, весьма нередко встречаются иконы и изображения святых и священно-исторических событий католического характера или же самоизмышленные изображения, составляющие плод фантазии местных живописцев. И такие изображения во множестве по деревням во время ярмарок составляют предмет кощунственной торговли…
Другими мерами, одобренными Миссионерским Съездом духовенства для поднятия религиозно-нравственного уровня в православном населении прихода и для борьбы со штундо-толстовщиною, признаны следующие:
…10) Просить епархиальное начальство обратить внимание кого следует на распространяемые в народе иконы так называемого суздальского и католического письма, и на небрежный способ их продажи на открытой площади, на рогоже, под телегой…
Однако борцы за чистоту веры забывали, что в Украине, как и на Севере, вполне распространены были скульптурные изображения святых. Но, даже несмотря на новые перестройки, Лукомский в начале ХХ века писал, что «храм вполне может быть причислен к числу лучших построек губернии».
В саду при церкви находилось кладбище, на котором над прахом прежних владельцев возвышались удивительной красоты памятники.
Из рода Голицыных там были похоронены:
- Князь Василий Петрович Голицын (по прозвищу «Рябчик»), 1800—1863 гг., занимавший должность харьковского губернского предводителя дворянства в 1841—1852 годах.
- Его жена, Софья Алексеевна (урожденная Корсакова), 1808—1858 гг.
Князь Виктор Васильевич Голицын (1835—1885 гг.), ахтырский уездный предводитель дворянства. - Его жена Елизавета Николаевна (урожденная Анненкова), 1840—1886 гг.
- Князь Виктор Викторович Голицын, 1860—1877 гг.
- Княжна Александра Викторовна Голицына, 1864—1866 гг.
Захоронения оставались неприкосновенными до 1930-х гг. Затем они были варварски разрыты, так как «эксплуататоры» могли иметь на себе драгоценности…
И лишь оставшаяся на сегодняшний день могила без памятника скромно напоминает о бывших владельцах Славгорода.
Напротив храма, на другой стороне обширной площади была расположена усадьба, от которой в наше время, несмотря на ее немалые размеры, ни осталось и следа.
Однако разбросанные вокруг площади старинные двухэтажные флигели можно увидеть и по сей день. Местное население рассказывало нам, что еще несколько лет тому назад на насыпанный посреди пруда остров в усадебном парке можно было попасть по «голицынскому мосту», и где-то там (по их словам) есть еще руины оранжерей. Но, увы, сейчас моста нет, а ожидаемая приятная прогулка по барскому парку для нас оказалась сродни походу по непролазным джунглям.
И ведь совершенно прав был Григорий Лукомский, написав в своей книге:
Грустное впечатление остается в общем от обзора Славгородка. Чудное дворянское гнездо с хорошим домом, с садом «задумчивым», с церковью высокохудожественной – сколько средств, сколько трудов было затрачено на устройство всего этого для того, чтобы теперь подвергнуться постепенному разрушению!
В Славгороде сейчас действительно грустно. То, что не смогли разрушить большевики и немцы, постепенно приходит в еще большее запустение сейчас. С такими мыслями мы покинули некогда славное место и отправились в путь дальше. Ведь впереди нас ждали прекрасные руины в Мезеновке…