Один из главных представителей украинского модерна

20.01.2016 /

Далекого 29 января 1879 года в нашем с вами любимом городе, на свет Божий предстал тот, кому судьбой было уготовано стать в будущем одним из ярчайших представителей украинского модерна.

12508876_10206769673895334_2246678261779883921_n

Евгений Андреевич Агафонов происходил из купеческой семьи. После окончания Харьковского реального училища и занятий у художника Д. Безперчего, в 1899 году он поступает в Петербургскую академию художеств.

Во время учебы в академии его учителями были П.О. Ковалевский и Ф.А. Рубо.

В 1907 получил звание художника.

12507217_10206769674815357_8449987663650069284_n

В 1905–1907 иллюстрирует харьковские сатирические журналы «Штык», «Меч», «Злой дух» и др. В марте 1906 вместе с группой молодёжи (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, А. Н. Грот) Агафонов принимает участие в наиболее крупной (седьмой по счёту) выставке «Кружка местных художников Харькова» (1900-1908). С 1908 г. активно выставлялся в «Товариществе харьковских художников», на выставке «Звено» в Киеве (1908), в Ростове-на-Дону и Курске.

 В 1909 г. Евгений Андреевич основывает в Харькове на базе студии «Голубая лилия», состоявшей из художников-авангардистов, экспериментальный театр «Голубой глаз», для которого оформляет ряд постановок, в том числе «Незнакомку» А. Блока, позднее показанную в Петербурге.

В 1910 за дипломную работу «Ломовики» на областной Южнорусской выставке в Екатеринославе награжден золотой медалью.

12439338_10206769674175341_4875263889430163213_n

В 1911 году, выйдя из «Товарищества харьковских художников», Агафонов организовывает в нашем городе — авангардистское объединение «Кольцо», которое просуществовало до 1914 года.

Затем, как и многие другие харьковцы в то время, принимает участие в Первой мировой войне. По возвращении в 1918 году в Харьков неугомонный Агафонов продолжает принимать активнейшее участие в художественной жизни нашего города.

В начале 1920-х эмигрирует в США.

Там он занимается станковой живописью, графикой и торговой рекламой. Выставляется в Обществе независимых художников (1929) и галерее Фрэнч (1931) в Нью-Йорке в публичной библиотеке Гринвича (1939), Дерби, шт. Коннектикут (1943). Проводит персональные выставки в галерее Каз-Дельбо в Нью-Йорке (1931).

Творчество Евгения Андреевича является весьма многогранным и разноплановым, как и он сам. Это портреты, пейзажи, графические произведения и фигуры в условной декоративной манере со щедрым использованием украинских народных мотивов.

12243464_10206769673975336_2064438727884038198_n

Известный же художник Владимир Алексеевич Милашевский в своей книге «Вчера, позавчера… Воспоминания художника.» опишет впечатления от панно на лестнице Харьковского Нового театра, созданного Евгением Агафоновым, так:

Потусторонние девушки в ветвях невиданных деревьев — нечто серо-лиловое, призрачно-изумрудное, еле-еле ощутимое и едва уловимое — отнюдь не как у Перова, где все можно схватить пальцами и даже занозить их или испачкать о ваксу сапога. Здесь все мечта! Не то Борисов-Мусатов, не то Врубель, не то английские прерафаэлиты. Ай да Агафонов!

Умер Евгений Андреевич Агафонов 12 июня 1955 в городе Ансония, штат Коннектикут (США).

Годы не пощадили то немногое, что осталось от него в Харькове. Те его работы, что находились в Харьковском художественном музее, погибли во время Второй мировой войны. Сохранились лишь отдельные рисунки и театральные эскизы.
Само же имя всемирно известного харьковца, ставшего одним из ярчайших представителей украинского модерна, до сих пор в родном городе остается, увы, мало кому знакомо.