Как известно в конце XIX – начале XX века Интернета и поисковых систем не было.
В силу этого большой популярностью пользовались издаваемые в те времена всевозможные указатели, справочники и календари, в которых можно было найти абсолютно все. Объем содержащейся в них информации был настолько велик, что, например, книга «Список фабрик и заводов России» 1910 года содержала 1418 страниц.
Если мы внимательно полистаем торгово-промышленные справочники того времени, как например:
— «Указатель фабрик и заводов Европейской России», 1894 г.
— «Вся Россия» 1895 г., т.1
— «Фабрично заводская промышленность и торговля в России», 1896 г.
— «Статистика производств, облагаемых акцизом за 1897—1898 гг.»
— «Вся Россия», 1897 г., т.2
— «Вся Россия», 1899 г.
— «Фабрично заводские предприятия Российской империи», 1909 г.
— «Фабрично заводская промышленность Харьковской губернии», 1912 г.
— «Фабрично заводские предприятия Российской империи», 1914 г.
— «Харьковский Календарь», 1915 г.,
то обнаружим удивительно интересный и важный для нас факт. Во всей Российской империи было только одно предприятие с названием «Украинка», и было оно нашим.
Завод, основанный в 1887 году, находился в одноименном хуторе Циркуновской волости.
Полное название предприятия звучало как: «Украинский пиво-медоваренный завод «Украинка». Владельцем «Украинки» был, ясное дело, украинец Иван Кириллович Гришенко.
Центральная же контора (главный офис) располагалась в Харькове по улице Старо-Московская, № 4.
Годовое производство продукции пиво-медоваренного завода «Украинка» в разные годы составляло:
— 1894 год — 83 000 рублей
— 1909 год — 240 000 рублей
— 1910 год — 180 000–200 000 рублей
— 1912 год — 149 076 рублей.
— 1914 год — 240 000 рублей.
По сравнению с известным многим заводом «Новая Бавария» (годовое производство которого в 1914 году было 800 000 р.) это, конечно, крайне мало.
Однако, харьковская «Украинка», несмотря на это, разительно выделялась среди остальных пивоваренных предприятий не только нашего города, но и Российской Империи.
В книге «Фабрично заводская промышленность и торговля в России 1896 года» находим крайне важные для нас факты: «По имеющимся же сведениям в Россию под видом иностранного нередко проникает хмель русский. Некоторые заводы начинают заводить даже собственные хмелевые плантации. Такие плантации имеются, между прочим, у харьковского завода «Украинка». Но есть заводы, пользующиеся просто диким хмелем…».
В книге «Статистика производств, облагаемых акцизом за 1897—1898 гг.» читаем следующее:
«Механические приборы для солодоращения не получили значительного распространения в русском пивоваренном производстве. По сообщению Управляющих акцизными сборами таковые имеются только на следующих заводах:
― системы «Галланд» на заводе «Тиволи» Лифляндской губернии Карла Махляйда в Варшаве;
— Пфафа в Эстляндской губернии;
— системы «Салоденъ» на заводе «Украинка» Грищенко в Харькове;
— системы «Герменъ» на Трехгорном пивоваренном заводе в Москве».
Таким образом, харьковская «Украинка» была уникальна не только своим названием, а еще и в техническом плане. Естественно, что все эти факторы значительно влияли на вкус продукта и его качество.
Сегодня бренд «Украинка», бывший ранее, как говорится, «єдиним справжнім українським пивом», к большому сожалению, забыт. А жаль.
Ведь эта уникальная во всех отношениях торговая марка могла бы и сейчас прославлять наш с вами любимый город и быть одним из его символов, потому что «Украинка» ― это Харьков.
P.S.
На рекламным плакате 1896 года Калинкинского пиво-медоваренного товарищества, располагавшегося в Санкт-Петербурге, изображена девушка в национальном украинском костюме, сидящая на качелях и держащая стакан свежего пива. Кто знает, может быть, именно прекрасные слобожанки, или деятельность харьковской «Украинки» послужили вдохновением для его создания…