Немного о еврейских организациях Харькова начала ХХ века

Как помнят те, кто читал статью о заметках журналистов начала ХХ века, Харьков ― это тот город, где, по словам крымского обозревателя Александра Григорьевича Безгина, «главный жирный монгол умеет изъясняться и по-французски, и по-немецки, с примесью английских фраз».

Действительно, в то время на наших улицах можно было встретить представителей различных национальностей. Однако немцы, французы, австрийцы, латыши, эстонцы, поляки, евреи и другие не только жили в нашем городе, но и имели свои различные общественные организации.
Помимо оказания финансовой помощи своим соплеменникам, многочисленные национальные общества помогали сохранять людям свой язык и культуру.

Весьма интересной в данном плане является тема существования и деятельности в Харькове в первой половине ХХ века одной из наиболее старых национальных общин нашего города ― еврейской. Именно эту тему и хотелось бы, пускай и обзорно, затронуть в данной заметке. Хотя, глядя на обилие документов, хранящихся в ГАХО (Государственный архив Харьковской области), я прекрасно понимаю, что со временем обязательно должна появиться на эту тему отдельная книга.

С 27 апреля (по старому стилю) 1905 года существовало в нашем городе «Общество пособия бедным евреям города Харькова».

Его учредителями были:
Раввин Ш. Б. Эпштейн, Лев Яковлевич Рубинштейн, Манус Евсеевич Воловник, Нухим Моисеевич Компаниец, В. С. Гольдберг, Моисей Давидович Молдавский, Соломон Иосифович Добкин, M. И. Левит, М. Д. Гинзбург, Л. Д. Молдавский, , М. В. Фейнберг, К. Ц. Готман, М. Л. Хацкель, М. Бройдо, Ц. С. Бабус, Л. Ортенберг, Г. Я. Бурас, Сергей Ефимович Цетлин, В. Ф. Басин, М. Д. Левинсон, Моисей Иосифович Вайнштик, X. Ш. Абрамов, Е. Г. Шмундак, Яков Натанович Шульман.

Среди основателей значился и Петр Яковлевич Бурас (он же Пейсах Якимович), о котором хотелось бы рассказать поподробней. Родился он в Тамбовской губернии в 1844 году и образование получил домашнее.

В 1879 году Бурас открыл в нашем любимом городе небольшую табачную фабрику, где работало всего 30 человек.

Однако уже в начале ХХ века продукция харьковского торгового дома «Бурас и Ко» считалась одной из самых лучших на всю империю, получала многочисленные награды на выставках, в том числе и международных.

Продукция табачной фабрики пользовалась большим спросом и успехом не только в Российской империи, но и за рубежом. Ведь кредо «Бурас и Ко» звучало как: «Самый лучший табак по самой скромной цене».

Стоит отметить, что предприятие было семейным. В ведении дел Пейсаху Якимовичу помогали 2 его сына: Израиль и Арон.

Обладая немалым уважением и достатком, Петр Яковлевич Бурас также имел славу щедрого благотворителя в Харькове. Естественно, не забывал он и о своей национальной общине, принимая деятельное участие в различных еврейских организациях.

В § 1 раздела «Цели общества» указывалось:

«Общество имеет целью доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных евреев, постоянно или временно проживающих в г. Харьков, без различия пола, возраста, званий и состояний».

Однако в примечании учредители добавляли:

«По мере возможности, Общество оказывает помощь и лицам не иудейского вероисповедания».
В § 4 также указывалось: «Общество состоит из неограниченного числа лиц обоего пола, всех званий, состояний и вероисповеданий».

Весьма интересен и § 2, где прописывалось, как именно организация может помогать бедным евреям.

а) Снабжением одеждою, пищею и приютом неимущих, если они не могут приобретать их собственными трудами, равно выдачею им в крайних случаях денежных пособий.

 

в) Снабжением бедных больных медицинскими пособиями, под наблюдением врача на дому, а также помещением таких больных за счет Общества в больницы и содействием к погребению умерших.

д) Облегчением и доставлением способов для призрения и воспитания сирот и детей неимущих или неизвестных родителей.

ж) доставлением неимущим средств возвратиться на родину.

Для реализации вышеуказанного Обществу, по мере развития его средств, предоставлялось право открывать:

— общественные столовые
— чайные
— дешевые квартиры
— ночлежные дома
— убежища
— приюты
— общежития
— дома трудолюбия
— талмуд-торы
— больницы
— амбулатории
— читальни
— библиотеки и т. п. учреждения. Однако все это дозволялось каждый раз с особого разрешения подлежащей власти и с точным соблюдением всех действующих по данному предмету узаконений и распоряжений правительства.

В силу этого в 1909—1910 годах в нашем любимом городе появились, например, вот такие организации:

Hebraica et Judaica

Говоря о национально-культурной жизни евреев Харькова начала ХХ века, невозможно также не вспомнить и «Hebraica et Judaica».

Подготовка к созданию отдела «Hebraica et Judaica» началась в Харьковской общественной библиотеке (ныне библиотека имени В. Г. Короленко) еще в 1903 году под руководством М. С. Шляпошникова.

Планировалось собирать издания на еврейском языке и книги, просто посвященные еврейству.

Уже 24 сентября 1904 года отдел открылся ― его фонд на тот момент составлял 1200 томов.
В начале 1905 года издали первый каталог книг и журнальных статей отдела.

Для пополнение фонда отделом «Hebraica et Judaica» устраивались благотворительные вечера (например, музыкальные концерты, синематографические сеансы в кинотеатрах), на которых собирались пожертвования.

В октября 1909 представители отдела «Hebraica et Judaica» стали членами Еврейского историко-этнографического общества.

Это дало право получать отделу бесплатно издания организации. В частности, трехмесячник данного общества «Еврейская старина». Издание это выходило с 1909 по 1916 год и содержало рубрики: Исследования и очерки, Мемуары и переписка, Материалы и сообщения, Критика и библиография, Приложения.

Также отделом был со временем создан и издан каталог детской литературы.

В 1913 году Общество еврейской народной музыки открыло свои отделения в Москве, Петербурге, а затем в Харькове.

Газеты того времени писали:

«Первый концерт Еврейского Общества народной музыки.
18 февраля в зале Общественной библиотеки состоялся первый концерт, данный местным Обществом Еврейской народной музыки. В программу вошли произведения Шкляра, Копыта, Энгеля, Шалита и др.».

В мае 1914 года законность существования ряда еврейских организаций в Харькове была поставлена властью под сомнение.

Однако все это не помешало в начале февраля 1916 года «Еврейскому обществу поощрения художеств» открыть свой третий филиал (после Питера и Москвы) в нашем любимом городе.

В период Первой Мировой войны еврейская община Харькова также не бездействовала.

Уже 14 января 1915 года в городе зарегистрировали «Харьковский еврейский комитет по сбору пожертвований для еврейского населения, пострадавшего от войны».

Однако подобные объединения создавались не только в Харькове но и в губернии ― например, в Изюме.

А еще в начале ХХ века в нашем любимом городе существовали:

— Еврейское спортивное общество
— Общество любителей еврейского языка
— Еврейское общество потребителей
— Еврейское общество по убою скота

По всему выходило, что общественно-культурная жизнь у еврейской общины в то время была крайне насыщена и богата.

Но это уже совсем другая история…

Cпециально для Харькова манящего и nakipelo.uaАнтон Бондарев
Любите ваш город и он ответит вам взаимностью. Все самое интересное только начинается.