Первые харьковские автобусы

26.09.2015 /

Официально первое регулярный автобусный маршрут в Харькове был открыт 6 июня 1910 года. Автобусное сообщение было организовано гласным городской думы, по совместительству — известным харьковским автомобильным энтузиастом и промышленником К.Г. Шиманским.

001
Автобус Gaggenau (вероятно модель С 40) у Харьковской городской думы

Маршрут пролегал от Вокзала до Павловской пл. и далее следовал по Сумской до улицы Ветеринарной (сейчас ул. Свободы). Согласно заметкам в газете “Южный край”, до драматического театра автобус доезжал за 15 минут, таким образом, трехкилометровый маршрут преодолевался со средней скоростью 12 км/ч, что весьма неплохо. Стоит отметить, что современные Google Maps, с учетом трафика и светофоров, закладывают в этот маршрут 12 минут — ненамного меньше, и это без остановок, на автомобиле. Стоимость проезда составляла 5 копеек в конец и 4 копейки в империале — то есть на специально оборудованных лавках на крыше автобуса, где люди сидели, будучи открытыми всем ветрам. Любопытный факт — на харьковских фотографиях отчетливо видно сидящих на крыше дам. Хотя в Европе на империалах дамам поначалу ездить было не принято. Дело в том, что при подъеме на крышу по крутой лестнице повышалась вероятность показать нижестоящим джентльменам нижние юбки, что было весьма неприлично. Видимо, к 1910-му году данные предрассудки были уже оставлены в прошлом или наши барышни не были столь стеснительны, как заграничные.

На фото 1910-1911 гг. на Павловской пл. можно увидеть автобус, конку и трамвай

За один день автобус давал 35-40 рублей выручки. В августе 1910-го года в Харькове работало от 4 до 6 автобусов Шиманского.
Харьковчане очень благосклонно восприняли автобус. От вокзала до Ветеринарной он проезжал в два раза быстрее, чем конка, в том числе благодаря тому, что не требовалось тратить время на пересадку на Павловской площади. А вот лошади к автобусам привыкли не сразу. Испуганные животные шарахались от автобусов на тротуары, и однажды даже чуть не покалечили губернатора Катеринича, который успел вовремя выскочить из пролётки. В другой раз перепуганные лошади едва не въехали в магазин.

Любопытная история с маркой харьковских автобусов. Согласно рекламе Шиманского, это были автобусы «лучшей германской фабрики в Гаггенау».

002
Изображение автобуса Gaggenau из рекламы Шиманского (вероятно, модель С 24)

Автомобильная марка Gaggenau завода Süddeutsche Automobil-Fabrik просуществовала в одноимённом городе Гаггенау на Юго-Западе Германии с 1905 по 1910 год и поставляла автобусы во многие города, как Европы (под маркой SAG или SAF), так и Российской империи. Качественные фотографии этих автобусов сохранились с автобусных маршрутов Санкт-Петербурга, которые были пущены в 1907-м году и получили официальное название Typ St. Petersburg вдобавок к заводскому индексу Gaggenau C 32.

007
фото Питерского Gaggenau (модель С 32)
008-2

в 1909-м они были дополнены моделью С 40.

003
Gaggenau C 40 на Петербургском маршруте

Вообще, у Gaggenau были тесные связи с Российской империей – в каталоге 1909-го года, выпущенном на немецком, английском, французском и испанском языках – бросаются в глаза надписи на фургонах на русском языке.

006
Двухтонный грузовик из каталога Gaggenau

В частности, были такие фургоны у питерской газеты “Новое время” Суворина. Мы неоднократно вспоминали данного легендарного книжного магната, открывшего в начале Екатеринославской улицы первый книжный супермаркет в Харькове.

005
Фургон Gaggenau на службе издательства Суворина в Петербурге

Также компания отмечает золотую медаль, полученную в 1907-м году на Международной выставке автомобилей в Санкт-Петербурге.

CropperCapture[1]
Gaggenau с Первой международной выставки автомобилей в Санкт-Петербурге, 1907-й г.

Также отдельно фирма получила эксклюзивную премию от Императорского министерства “За выдающийся заслуги в конструировании автомобилей”.

009


В рекламе Шаманского видна лёгкая машина – без империала (судя по всему, это модель С 24).

004
Gaggenau C 24, аналогичный представленному на рекламе Шиманского, 1907 г.

Её фотографий на улицах города пока найти не удалось, зато существует хорошее фото у Харьковской городской думы более тяжелой версии с империалом, аналогичной питерскому автобусу (Gaggenau C 40). Не беремся утверждать со 100% вероятностью, но скорее всего индексы С 32 и С 40 обозначали мощность двигателя, которые, по некоторым данным, выпускались в двух версиях: 5 л и 8,9 л (оба были четырехцилиндровыми) и были оснащены верхним распредвалом, что крайне нетипично для тех лет. Коробка передач передавала крутящий момент на заднюю ось через цепь, которая на харьковских машинах часто рвалась под сильными нагрузками при подъеме в горку.

19
Шасси грузовиков и автобусов Gaggenau. Коробка передач располагалась перед задней осью, а классические конические дифференциалы ещё в те времена массово не применялись

С 1907-го фирма была выкуплена компанией Benz & Cie., которой владел Карл Бенц, изобретатель автомобиля и один из основателей всем известной марки Mercedes-Benz. C 1911 года автобусы и грузовики Gaggenau были перебрендированы уже под маркой Benz-Gaggenau.

mercedes_gaggenau_emblem_1912

История харьковских автобусов обрывается в 1911 году, возможно, этому поспособствовало интенсивное развитие харьковского трамвая или потеря интереса к бизнесу со стороны Шаманского. В октябре 1910 года он подал городскому голове заявление о том, что он “cожалеет, что его предприятие не было поддержано местными капиталистами, в силу чего он оказывается не в состоянии конкурировать с акционерным Обществом”. Дело в том, что уже осенью 1910-го к организации автобусного движения в Харькове хотело приложить руки некое “крупное заграничное акционерное Общество” в виде концессии (исключительного права). Шиманский должен был уступить и был согласен, но только если ему возместят стоимость его четырёх автобусов. Тем не менее, судя по всему, “Заграничное акционерное Общество” со своей концессией так в город и не зашло. А в путеводителе 1914-года упоминаний автобуса уже не найти.

Тем не менее, не обрывается след Шиманского в истории нашего города — в 1913 году он выкупает чугунолитейный и машиностроительный завод А. Пильмтрем по ул. Конторской 77, который существовал там с начала 1870-х годов.

19-2

Предприятие было многопрофильным — изготовляло паровые машины для сахарных заводов, керосиновые двигатели, токарные станки, маслобойные прессы и инструмент для железной дороги. Во время Первой Мировой завод был перепрофилирован и работал на нужды Центрального военно-промышленного комитета, среди его продукции было даже литьё для изготовления подводных лодок. Завод был национализирован в 1919-м году, а с 1922 года стал называться «Красный октябрь». В Краснооктябрьскую была также переименована и улица Конторская, на которой он находился. Завод хорошо помнит свою историю и перед входом в его музей на улице можно увидеть, в частности, рекламные плакаты Шиманского от 1914-го года.

19-1

Посмотреть на замечательные картинки автобусов и всевозможных грузовиков Gaggenau можно в каталоге фирмы за 1909-й год, скачать его в формате pdf можно здесь:

Удивительно, но автомобильный завод в городе Гаггенау сохранился и по сей день и на официальном сайте без особой скромности называет себя старейшим действующим автомобильным заводом в мире. Также как и раньше, он принадлежит концерну Daimler Trucks и выпускает ныне коробки передач, мосты и штамповку не только для грузовиков Mercedes, но и легковых моделей А и B-класса.

20