Не так давно, 5 августа, в городе Чугуеве Харьковской области прошли праздничные мероприятия, посвященные 172-й годовщине со Дня рождения художника Ильи Репина.
Безусловно, о Илье Ефимовиче Репине и его творчестве можно говорить бесконечно, да и сама память о нем для нас ― нечто само собой разумеющееся и обыденное. Однако сегодня мне хотелось бы вспомнить того, кто стал близким другом и соратником великого мастера и поддерживал его последние 12 лет. Того, кому мы во многом обязаны сохранению нынешнего репинского наследия и его памяти.
В 1899 году Илья Репин приобрёл в поселке Куоккала (теперь Репино) участок земли, где позже выстроил усадьбу «Пенаты». Именно там он прожил последние 30 лет своей жизни. После 1918 года Куоккала стала финской территорией. В том же 1918 году в жизни Ильи Ефимовича происходит прямо-таки судьбоносная встреча, кардинально повлиявшая на всю его последующую жизнь. В «Пенаты» приезжает Василий Филиппович Леви.
В. Ф. Леви родился в Харькове 17 сентября 1878 года. Учился в 1-ой Харьковской гимназии и окончил ее с серебряной медалью. Обучался на юридическом факультете Харьковского университета в 1899—1905 гг. В 1910-е служил присяжным поверенным судебной палаты С. -Петербургского округа, был успешным адвокатом. В 1916 оставил службу и переехал в Териоки (ныне Зеленогорск) под Петербургом. После октябрьского переворота Терийоки оказался на территории Финляндии.
Однако настоящей страстью Василия Леви была не отнюдь не юриспруденция, а живопись. Несмотря на то, что Леви был учеником известного Харьковского художника Шрейдера, его все равно считают художником-любителем.
Переехав в Териоки, Леви построил дом по своему же проекту, чтобы в достатке и покое отдаться творчеству. Для Леви Илья Репин был кумиром. Сам Василий Филиппович признавался, что буквально с юности боготворил Репина, восхищался не только его живописным мастерством, которое для него было неоспоримо, но и гражданской позицией художника, отстаивавшего справедливость, честность, человеческое достоинство. От дачи Леви в Териоки до репинской Куоккалы было недалеко. По совету своего приятеля Иосифа Бродского Леви наконец-то решается показать свои работы Илье Репину. По приезду в Пенаты взору Леви предстало удручающее зрелище. В эти годы великий Репин жил в ужасной нищете, даже ходили слухи, что великий мэтр умер от голода. Вот как о своей первой встрече с Ильей Ефимовичем вспоминает сам Леви:
Наконец меня ввели в низкую, сильно натопленную горенку. У стены стояло пианино. Там меня радушно встретил небольшого роста, бодрый, подвижный, сухонький старичок в седой живописной шевелюре и с седой нехоленой бородкой. Это и был Илья Репин, пленявший с детства мое воображение. На нем был странный костюм: вицмундир времен Александра Первого с высоким стоячим воротником, обшитый галунами и при орденах. Я опешил. Что за чудачество! Потом я узнал, что мундир этот был из реквизита для картины «Пушкин на экзамене в лицее» и предназначался для Державина. Репин его иногда донашивал в эти дни безвременья, как и некоторые другие чудные костюмы из богатого реквизита. Угощение состояло из тощего чая и пресных, плохо выпеченных булочек. Хозяйничать, как оказалось, было нечем. Как я узнал потом, денег в доме почти не осталось с тех пор, как закрыли границу. Все же угощение и чай показались мне вкусными, как никогда.
Василий Филиппович был страшно потрясен тем, что великий мастер настолько одинок и беспомощен, что у него не было практически никаких средств к существованию. В своих мемуарах Леви вспоминает:
В 1918 году, вскоре после знакомства с Репиным, я узнал, что он действительно нуждался в деньгах. Мне очень польстило, когда он просто и бесцеремонно сообщил мне об этом и пожелал взять у меня взаймы небольшую сумму, кажется, 200 марок. Дальше я уже сам и жена стали ему предлагать в долг. Это привело к тому, что, когда долг дошел до 1000 марок (что по курсу составляло 1000 рублей, а по курсу доллара 143 доллара приблизительно) Илья Ефимович предложил мне писать портрет с моей жены, чтобы рассчитаться…
Летом 1918 года «Портрет Беатрис Леви» был написан.
Говоря о нем, следует отметить следующее:
- Портрет был написан не на холсте, а на линолеуме.
- Картина стала символом утверждения красоты и женственности, торжествующих вопреки страшным потрясениям окружающего мира, охваченного войной. Те же новаторские живописные принципы, которые применил художник в «Портрете Беатрис Леви», олицетворяют новый стиль живописи Репина и делают «Портрет» выдающимся произведением среди работ Ильи Ефимовича.
Через некоторое время Леви стал доверенным лицом Репина. Обладая великолепными организаторскими способностями, Василий Филиппович в течение 1919—1930 годов устроил более 50 выставок Репина в Хельсинки, Праге, Гааге, Гамбурге, Ницце, Каннах, Париже и других европейских городах, благодаря чему материальное положение Ильи Ефимовича было существенно поправлено.
В 1920 годах Репин создает изумительный портрет «Господин в шляпе» на котором изображен Василий Леви.
Помимо сотрудничества с Репиным, Леви сам продолжает активно заниматься живописью. В 1930 году он принимает участие в Выставке живописи русских мастеров в Амстердаме, в 1931 году становится одним из устроителей и участником выставки русских художников в галерее d’Alignan.
Дошло до того, что в печати Василия Филипповича стали именовать «учеником Репина».
В 30 годах художник живет в Париже, затем перебирается с семьей в Стокгольм, где продолжает заниматься живописью, пишет академичные пейзажи, а в последние годы жизни — лирические натюрморты.
В 1945 г. В. Ф. Леви передал Государственному литературному музею в Москве 160 писем И. Е. Репина к нему, рукопись воспоминаний под названием «Материалы для комментариев к переписке И. Е. Репина с бывшим присяжным поверенным В. Ф. Леви» и свою копию репинской картины «Поэт-футурист» (портрет К. Олимпова). В 1946 г. подарил Государственной Третьяковской Галерее два этюда Репина к знаменитым «Запорожцам».
Скончался наш выдающийся земляк 13 февраля 1953 года в Стокгольме.
Одна из его дочерей, Нина, стала в Швеции очень известным художником.
Произведения Василия Филипповича хранятся в государственных музеях Франции, России, Швеции, Финляндии. Его пейзаж «Снег под солнцем» приобрел Люксембургский музей в Париже. Пользуются спросом его картины и на художественных аукционах.
В 2015 году на Петербургском телеканале «Залив ТВ» в рамках цикла передач «Настоящее прошлое» Василию Леви был посвящен документальный фильм в 3 частях (по 15 минут).
Увы, в городе, где он родился и вырос, о нем мало кто сейчас помнит.
РубрикиХудожники