«Дом с чупакаброй» по ул. Сумская, 96

Харьковский «дом с чупакаброй» на Сумской 96, как его нарекли журналисты. М. Диканский построил его, как пишет А. Лейбфрейд, в 1905-м году, и именно Моисей Гершович является владельцем дома в справочнике домовладельцев 1909 г. Но стоит напомнить, что Диканский не был архитектором, а владельцем строительной конторы, и сам проект, вероятно, был выполнен кем-то другим. На фасаде можно увидеть цветок, из которого выглядывает прекрасная девушка и её альтер-эго — летучая мышь.


Как говорил архитектор Владимир Лопатько, многие из этих женских головок, которые являются одной из основных примет зданий в стиле ар-нуво или модерн, были типовыми.

То есть существовали фабрики которые их изготавляли массово. Таким образом вполне можно увидеть одинаковые элементы в подъездах домов разных архитекторов и удивляться этому не стоит.
Но вряд ли это относится к «чупакабре Диканского». Наверное, она уникальна для Харькова.

Благодаря дореволюционному фото, найденному в архиве Anton Bondarev можно оценить масштаб потерь здания.

Над верхними крайними окнами была красивая лепка — утеряна полностью. Дверь, судя по контурам, была не менее вычурная чем в парижских ар-нуво особняках.

Справа был въезд во двор, его заложили и сделали окно до уровня тротуара. Утеряны боковые столбики-завершения у карниза крыши, а те, два, что остались — изменили форму. Но самая большая потеря — это окна, они были узкими и двойными, а там где балконы — тройными. Перегородки между ними снесли и сделали объединенные большие окна, что значительно ухудшило визуальный образ здания.

И если зеленую разноцветицу первого этажа можно исправить малыми силами, то окна — уже нет. Козырька, как можно увидеть, не было никакого. Однако, балконы остались точно такими же и они хороши. Этот дом остаётся прекрасным украшением ул. Сумской, хотя требует ремонта фасада.

А вообще, техники и скульпторы строительной конторы Моисея Диканского, которая возвела дом на Сумской 96 в 1905-м году, явно вдохновлялись доходным домом архитектора Лавиротта в Париже по части входной группы. Последний был построен в 1901-м в сотрудничестве с керамистом Александром Бигго и группой скульпторов. Это сходство заметил архитектор Владимир Новгородов.

На снимке 2007 фасад еще был желтого цвета

Фото: Ivan Ponomarenko
Любите город и он ответит взаимностью. Всё самое интересное только начинается.