Деревянное здание вокзала в этом поселке недалеко от Харькова было построено в 1870 г. и является одним из старейших вокзалов Южной железной дороги.
Впрочем, это одно из самых старых зданий вокзала всей Украины, которое сохранилось в малоизмененном виде.
В целом в Будах дореволюционные постройки — не редкость.
Например, Свято-Николаевская часовня. Когда-то это была сторожка храма при фабрике Кузнецова (1902, арх. В. Немкин).
В церкви был фаянсовая иконостас. Храм уничтожили в 1930-х (по др. данным — окончательно в 1943 г.). Сторожку восстановили в 2017-2018 гг. и сделали в ней часовню.
Старый клуб, согласно мемориальной табличке, был построен в 1888 г., здесь были расположены школы, театр, библиотека для служащих и рабочих фаянсовой фабрики Кузнецова.
Фотография здания демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Сам же Будянский фаянсовый завод, который появился в конце 1880-х, был обанкрочен в 2006 г. и разобран по большей части на металлолом, хотя здание старого цеха еще стоит
Династия Кузнецовых была родом из Гжели, и у неё подобных заводов было много (от Риги до Славянска). Среди них были заводы, которые делали очень дорогую посуду, в т.ч. з-д Гарднера (эскиз для росписи на блюдах рисовал Врубель).
Были и те заводы, которые специализировались на более простой и массовой продукции, как в Будах. Завод сюда был перенесен из Полтавщины, поближе к железной дороге. Он выпускал фаянс, полуфаянс, фарфор, к 1913 г. здесь работало более 2 тыс. рабочих и производилось 11 млн шт. изделий.
После революции 1917 г. Кузнецовы смогли перерегистрировать товарищество в Латвийской республике и сохранить за собой фабрику в Риге, но после 1940 г. многие из них были или сосланы, или расстреляны.
Одна из наследниц пыталась безуспешно вернуть себе права на Будянский, уже мертвый завод в 2011 г.
Производство в Будах в советское время росло, к 1980-м достигнув планки в 80 млн выпущенных изделий в год.
Увы, выросшая цена на газ, хлынувший дешевый китайский импорт и политика новых собственников завода не оставили ему шансов на выживание.
Также у завода был музей, его экспозиция сейчас расположена в Будянском краеведческом и Харьковском исторических музеях.