Мы уже писали о забытом харьковском писателе Михаиле Арцыбашеве и его некогда всемирно известном романе «Санин». Теперь пришло время вспомнить о его не менее талантливом сыне, Борисе, также забытом у нас, как и его отец, но известном на Западе.
Он родился в 25 мая 1899 г. в Харькове. Увы, его отец, Михаил Арцыбашев рано развелся с женой и с семьей не поддерживал особых контактов, хотя сын Борис отца очень любил и восхищался его талантом… Более того, перед Первой Мировой Михаил рекомендовал сыну уехать из страны и изменить фамилию, чтобы к нему не клеилась репутация отца, одновременно известная и очень скандальная. Базовые навыки рисования Арцыбашев получил в студии княгини Тенишевой в Петербурге (к слову, в этой же студии занимались Добужинский, Билибин, Серебрякова). Позже он начнет изучать юриспруденцию в Киевском Университете, но в 1917-м году революция прервала образование Арцыбашева, и он был разлучен с семьей. В 1918-м Борис служил в Киеве в армии Скоропадского, после его свержения пытался присоединиться к рядам Белой Армии на Юге Украины, но был захвачен большевиками. Борису удалось бежать из плена. В 1919 г. он эмигрировал в США, не разговаривая по-английски и имея в кармане лишь 14 центов в турецкой валюте. Арцыбашев начинал с нуля — он устроился нарезать этикетки в типографию, потом стал дизайнером бутылок. Вскоре он получил заказ на роспись стен эмигрантского ресторана The Russian Inn. На них обратил внимание арт-критик и художник Ги Де Буа, что стало поворотным в карьере Арцыбашева-младшего. Михаил Фокин пригласил его на должность художника декораций для своего балета в Нью-Йорке.
Параллельно Борис также рисовал иллюстрации для книг. Уже в ранних его работах прослеживаются сюрреалистические антропоморфные механизмы, которые станут фирменной чертой. Например, иллюстрации к сборнику сказок Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», опубликованные в 1922 г. в Нью-Йорке в английском переводе под названием «Верочкины сказки». В 1926-м Арцыбашев получает гражданство США, в 1930-м — женится на Элизабет Снайдер.
Впоследствии Арцыбашев нарисует иллюстрации более чем к 50 книгам, отмеченных престижными медалями Джона Ньюбери (Дхан Мукерджи, «Гай Нек, история голубя», 1928 г.) и медалью Калдекотта.
Некоторые из книг он напишет сам. Первой его детских книг стал «Бедный Шайдулла», опубликованная в 1931-м
В 1937-м его книга «Семь симеонов» (вариация народной сказки) была удостоена нескольких премий, в т.ч. престижной наградой Книжного фестиваля Нью-Йорк Геральд Трибьюн.
Изначально Арцыбашев работал в манере монохромных плоских гравюр, но потом переключится на объемные цветные работы.
Тут нельзя не вспомнить другого талантливого харьковца, который был и художником, и писателем, и иллюстратором как детских, так и более серьезных книг — Николае Каразине.
Как вспоминал сам Арцыбашев, на его мировоззрение больше всего повлияли картины Босха, Питер Брейгеля-старшего и старинные иконы, которые он видел в детстве.
Настоящая известность придет к нему в 1930х, когда он переключится на коммерческие журнальные иллюстрации и рекламную работу. В 1934-м Арцыбашев получает должность в журнале Time — он начинает рисовать рекламные материалы для журнала.
В то время «Тайм» публиковал только фотографии, но через некоторое время его обложки сменили формат на рисованные иллюстрации и Арцыбашев был одним из первых, кому доверили их рисовать.
С 1941-го по 1965-й он нарисовал более 200 обложек журнала Time, Fortune и Life.
Это были времена тяжелых и переломных событий для человечества — Вторая Мировая, начало Холодной войны и резкий скачок в научно-техническом прогрессе…
Обложки пестрили выдающимися личностями — учеными, политиками и военными.
Говорят, Арцыбашеву достаточно было минуту посмотреть на фотографию, чтобы уловить эмоции человека и нарисовать его портрет.
Работал Арцыбашев и с рекламными материалами для таких брендов как Xerox, Shell Oil, PanAm, Casco Power Tools, Parke-Davis, Scotch Tape, Alcoa Steamship Lines, Parker Pens.
Большинство картин Арцыбешева, которые он рисовал в отрыве от коммерческих заказов, проникнуты сюрреалистичными «механочеловеческими» сюжетами, в которых оживают машины и механизмы. Это соответствовало духу эпохи и стремительному развитию научно-технического прогресса. Художник был пацифистом и старался высмеивать военщину, но во время Второй Мировой работал с Госдепаратментом США над агитационными плакатами.
В 1954-м Арцыбащев издал книгу своих иллюстраций «Как я вижу», которая получила хорошие отзывы искусствоведов и критиков. Ужасы войны еще были свежи в памяти людей, он отметил в ней, что
…в людях порой очень мало остается человеческого, кроме внешнего вида. Но так как ученые, проведя множество экспериментов на лабораторных мышах, доказали, что и они могут накопить достаточный опыт для выхода из лабиринта, у меня есть большая надежда на будущее. У нас еще есть время учиться. В конце концов, в качестве вида мы моложе мышей
Борис Арцыбашев рисовал до конца жизни и скончался 16 июля 1965-го в г. Лайм, Коннектикут.
Этот талантливый харьковец считается одним из лучших американских иллюстраторов XX века, но в Харькове про него мало кто помнит.
Источники: Кадетская Перекличка. Нью-Йорк. 1973 № 6 Чуваков В.Н. Незабытые могилы - том 1, A-B - 1999 http://bermudacaribbeanart.com/artzybasheff-boris-biography/ http://www.americanartarchives.com/artzybasheff.htm http://www.bpib.com/artzybas.htm