Фотоотчёт с прогулки-экскурсии из цикла «Архитектурный максимум», которую мы провели по всем зданиям архитектора Виктора Эстровича. Маршрут был продолжительностью в 15.5 км, из которых 10 км мы прошли пешком, также проехались на трамвае и метро.
Выдающийся харьковский архитектор Виктор Абрамович Эстрович родился в 1881 в г. Россияны Ковенской губернии, ныне это Каунасский уезд Литвы. В 1907 г. он окончил Петербургский институт гражданских инженеров и изначально работал в Екатеринославе. Стоит отметить, что это второй архитектор из стран Балтии из условно говоря, великой пятерки харьковских архитекторов (Бекетов, Гинзбург, Ржепишевский, Цауне, Эстрович). Это еще раз подчеркивает тесные культурные связи Харькова и стран Балтии до Революции 1917 г. Юлий Цауне был латышом. А Виктор Эстрович был евреем. Погиб, как и тысячи его соплеменников-харьковчан, в Дробицком яре. Не осталось ни одной его фотографии, только этот портрет карандашом. Но лучшая память о нем — его прекрасные здания в нашем городе.
До революции Эстрович проектировал доходные дома и особняки по заказам финансово-промышленной элиты Харькова. Эстрович продолжил активно работать и в советский период. Архитектор проектировал уже не доходные дома, а многоэтажные здания для рабочих и чиновников, а также занимался крупными и сложными проектами больниц и медицинских учреждений.
пр. Героев Харькова, 197. 3-я поликлиника — 1927 гНИИ эндокринологии (1932). ул. Алчевских, 10Ул. Алчевских, 6. Жилой дом «Красный банковец» (1928). При участии архитектора Андрусенко. Считается что это декоративное ар-деко, но по сути очень много электики — то есть разных стилей смешанных в один, это и модерн, украинский модерн, и готика.Строился дом для сотрудников Госбанка. Говорят, на медальоне изображены руки, передающие друг другу деньги. Но мы воспользовались зумом и похоже, увидели просто рукопожатиеВ декабре 1941 года архитектор Виктор Эстрович вместе со своей женой и другими евреями, оставшимися в оккупированном Харькове, оказался в гетто на окраине города, в бараках Станкостроительного завода. Эвакуироваться из города он не смог по состоянию здоровья — к этому времени он серьезно болелУгол Пушкинской и Пушкинского въезда. Доходный дом (1913).Ул. Чернышевского, 45 а. Жилой дом «Медработник». (1939). Судя по всему, это последний построенный дом ЭстровичаУл. Сумская, 82. Бывший доходный дом Мошкевича (1914). Стиль – неоренессанс. Сохранились отличные скульптуры. Над зданием была устроена крыша-солярий для принятия солнечных ванн.Этот же дом с тылаУл. Тринклера, 6. НИИ гигиены труда (1935) Сейчас это стоматологическая клиникапр. Науки 4. Морфологический корпус мединститута (1939). Изначальный стиль – декоративный ар-деко. Сильно пострадал во время войны и был реконструирован в 1952 г. арх Ореховым уже в другом стиле.Ул. Сумская, 3а. Доходный дом (во дворах, 1914). Совместно с арх. Тервеном Л.К. Дом едва видно из-за застройки и дома под номером 3.Как мог выглядеть дом если бы снесли дом по ул. 3. К счастью, не снесли, но и дом Эстровича из-за этого видно плохо. Но он есть)Ул. Полтавский шлях, 22а. Доходный дом братьев Кац (1914) в стиле модерн.На верхнем этаже жили знаменитые дрессировщики Дуровы. Из-за листвы дом также плохо видно — но он великолепенУл. Полтавский шлях, 47/49. Доходный дом Фельдмана и частная лечебница — 1918 г. Сохранились херувимчики под крышей. Выполнен в стиле конструктивного модернаХарьков Манящий в сборе)Особняк Григория Гольберга. ул. Гольдберговская, 104. Построен в 1913 г., выполнен в стиле романтический модерн (присутствуют черты замка). Cейчас здесь находятся главный санитарный врач и лаборатория. На фасаде сохранилась фигура — Св. Георгий.Ул. Пушкинская, 82. НИИ медрадиологии. (1930). Стиль – конструктивный ар-деко. Хотя конструктивизма, конечно, больше.Все, кто прошёл маршрут до конца, получили именные сертификаты