Старинные подземелья Харькова и Слобожанщины по сей день окутаны мифическим ореолом тайн и легенд.
Каких только придумок и домыслов о них не сочиняли! Вот, например, в интернете можно встретить такой текст (к слову, никакими документами не подтвержденный).
В 1852—1857 гг. в Мордвиновском переулке случился пожар. Его последствия привели к тому, что случайно был обнаружен подземный ход. С целью исследования подземелья городские власти предложили двум заключенным преступникам, приговоренным к смертной казни, произвести обследование этих ходов и найти, где они заканчиваются. Двое нарушителей закона согласились, запаслись продуктами и отправились в подземелье. Через три дня они вышли к церкви святого Николая, находившейся на Николаевской площади (пл. Конституции, на углу улиц Пушкинская и Короленко). Затем они снова спустились в лабиринт и, на этот раз, вышли на поверхность на Екатеринославской улице во дворе губернатора (вблизи Екатеринославского сквера). Якобы они прошли под дном реки Лопань. Третий и последний выход на поверхность произошел на Холодной горе возле острога. В то время это была окраина города. Заключенные заявили, что ходов больше нет, они исследовали все, что можно было, и в награду получили обещанное помилование. Но самым интересным и загадочным в легенде являются якобы обнаруженные в подземелье большой каменный стол с 12 стульями возле и с раскрытой книгой с мистическими предсказаниями
А вот как увлекательно написано о селе Бугаевка во всеми так любимой харьковскими знатоками и экскурсоводами Википедии:
…За тих часів село належало генералу Д. М. Донець-Захаржевському… Церкву будували два роки, а під нею був проритий підземний хід, який виходив до Трутового Яру, на іншу сторону села. Загинув генерал у Бугаївці в 1872 році від рук підкупленого вбивці
Однако вышеупомянутый «генерал» Дмитрий Андреевич Донец-Захаржевский (в тексте, кстати, его инициалы ― Д. М.) в реальной, а не придуманной истории был задушен племянником.
«Подземный ход» в документах вообще не упоминается.
О подземельях же Хорошевского Вознесенского женского монастыря (ныне это поселок Хорошево, что неподалёку от Бабаев и Безлюдовки) упоминания встречаются и подтверждения тому есть.
Именно с ним связана весьма интересная и, что немаловажно ― реальная история о подземельях и кладе. Сам вышеупомянутый монастырь был основан в далеком 1664 году. После пожара 1744 года вместо деревянных построек были возведены каменные. В книге 1900 года издания «История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования (1846 — 1896 гг.) » находим следующий материал:
Железная дверь в Хорошевском монастыре.
В конце 30-х годов нынешнего столетия при возведении каменной ограды вместо деревянной в Хорошевском женском монастыре в Харьковской губернии рабочие, рывшие землю для фундамента, обнаружили железную дверь, которая по распоряжению игуменьи Анатолии немедленно была заделана камнем и засыпана землей. Эту дверь потом отыскивал харьковский архиепископ Филарет, но без успеха*. По просьбе игуменьи монастыря Олимпиады харьковский епископ Савва в начале 1877 г. ходатайствовал пред св. Синодом о предоставлении права открытия двери и исследования находящегося за нею помещения нашему Обществу. Через министерство народного просвещения это ходатайство в феврале того же года поступило в Общество и было передано на обсуждение в отделение Русской и славянской археологии. Отделение находило желательным произвести исследование хода, но предварительно желало получить точное указание о месте нахождения двери посредством шурфования. Общее собрание на заседании 18 марта одобрило это заключение. В июне 1877 г. расследование местности было произведено под руководством профессора Харьковского университета Щелкова, но не дало никаких положительных указаний, о чем Общество было уведомлено отношением управляющего министерством народного просвещения, от 20 сентября 1878 г.
*В описании харьковской епархии архиепископа Филарета об этой железной двери сказано следующее:
Поныне еще цел подземный ход из обители за ограду монастыря с железными дверями, устроенный для тайного выхода из обители на случай осады монастырской горы татарами.
Однако вышеупомянутый в документе епископ Харьковский и Ахтырский (7 декабря 1874 — 23 апреля 1879 ) Савва (Тихомиров) в пятом томе своих автобиографических записок «Хроника моей жизни» рассказывает куда более подробную, интересную, но несколько отличающуюся историю о железной двери в Хорошевском монастыре. Добавляя своими словами как бы яркие краски в суховатое изложение событий, описанных археологическим обществом.
26-го числа представлен был мне профессором физической географии в Харьковском Университете Юрием Ивановичем Морозовым план ограды Хорошевского женского монастыря со следующею под ним подписью:
«Согласно указаниям монахинь, поиски железной двери и скрытого за нею помещения были произведены у западной части ограды и преимущественно на внутренней стороне ее, что обозначено толстою черною чертою, всего на протяжении более 40 саженей; со внешней стороны ограды раскопка сделана меньшая. В пункте, означенном буквою А, в фундаменте ограды найдено подобие арки, которая могла бы быть сделана над дверью, но самой двери там не оказалось; быть может, она была тайно вынута людьми, делавшими ограду; помещение же, находившееся за дверью, вероятно, завалилось гораздо раньше постройки ограды. Я должен объяснить, по какому поводу составлен был этот план ограды и какой имеет смысл сделанная под ним надпись.
Два телеграфиста Харьковской железной дороги, слышавшие от своей родственницы, проживающей в Хорошевом монастыре, будто при построении новой каменной ограды в сороковых годах текущего столетия, найдена была в земле запертая железная дверь, за которой, как полагали, сокрыты были какие-то сокровища, но которая по приказанию игуменьи была снова завалена землею, — подали Министру Внутренних дел прошение о дозволении им отыскать эту дверь и воспользоваться сокрытыми сокровищами за нею. Прошение это передано Министром Обер-Прокурору Св. Синода, а этот препроводил оное ко мне на зависящее распоряжение. Я отнесся к Университетскому Начальству с просьбою поручить кому-либо из профессоров произвести около монастырской ограды раскопки для отыскания указываемой телеграфистами железной двери. Труд этот принял на себя упомянутый профессор Морозов, но его работы не привели его, как видно из подписи под означенным планом ограды, ни к каким положительным результатам, о чем и сообщено было мною Синодальному Обер-Прокурору».
В начале 20-х годов прошлого столетия Хорошевский монастырь был закрыт большевиками. Сейчас от некогда величественных построек женской обители практически ничего не осталось, кроме этой интересной истории.
А железная дверь, если она и существует, ждет приезда с экспедицией наших дорогих «Детей подземелья», которым, я уверен, она откроет все свои тайны.
P. S. Харьковский областной благотворительный фонд содействия историко-культурным исследованиям «Дети подземелья» с 2005 года занимается изучением подземных сооружений XVII – XIX вв. в г. Харькове и Харьковской области. Целью предложенной фондом программы является содействие безопасности строительных работ в историческом центре г. Харькова, защита от деформаций зданий, сооружений и городских коммуникаций, а также создание в городе новых интересных историко-культурных объектов.