Паровозы семейства «Э» в Харькове

10.01.2020 /

Семейство паровозов «Э» стало самым массовым в мире. С 1912 по 1957 гг. было построено более 11 тыс. паровозов разных серий (Э, Эш, Эг, Эу, Эм, Эр), которые уходили корнями к одной конструкции, разработанной в 1909 году польским инженером путей сообщения Вацлавом Лопушинским. Паровоз изначально проектировался по заказу Владикавказской железной дороги и выпускался на множестве заводов, в том числе и на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ, сейчас завод им. Малышева). Во время Первой мировой войны, с 1915 по 1917 г. ХПЗ произвел 243 паровоза данного типа и продолжил выпускать его модификации с 1920х гг. до 1935 г.

Самый старый паровоз-памятник в Харькове находится на территории депо «Харьков-Главное». Этот паровоз Эу 677-49, выпущенный в 1926-м на Харьковском паровозостроительном заводе.

Во время Второй мировой, в феврале 1943 г., этот паровоз возил состав с пленным фельдмаршалом Паулюсом и другими немецкими офицерами. Во время Сталинградской и Курской битвы машинист Николай Кутепов перегонял на нём вагоны с боеприпасами, топливом и войсками, за что получил звание Героя Соцтруда. Паровоз был установлен на постамент в 1975-м г.

В Харькове также есть экземпляр Эр 794-12 на ходу, который ездит по праздникам.

Он был выпущен в Польше в 1954 г. на заводе Цегельского (Познань).

Самый молодой экземпляр семейства Э в Харькове — представленный на фото ниже паровоз Эр 774-40.

920759_1645148825702455_5689413646567451388_o

Он был произведен в Венгрии на заводе MAVAG в 1955 г. и работал на Южной Железной дороге до 1979 г. Ныне этот ветеран находится в музее Южной Железной Дороги у Харьковского вокзала.