Последний приют великого Гения. Евгений Лансере

09.08.2015 /
11391160_1595891937294811_4483727015166956185_n

Далекого 23 марта (4 апреля) 1886 года на тридцать восьмом году жизни в своем имении «Нескучное» (недалеко от Харькова) умер Гений…

Тогда же редактор газеты «Новое время» B.C. Россоловский напишет

Не подлежит сомнению, что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы и привычек»…
За свою короткую жизнь потомок французского офицера Евгений Александрович Лансере сделал то на что другим потребовалось бы несколько жизней.
Еще в детском возрасте он проявил свой талант.

10408136_1595891780628160_5019764820074582134_n

10408653_1595891877294817_6007961848720331752_n

«Пропадая в конюшне часами, делал зарисовки с натуры, потом бегал в кузницу, откуда возвращался совершенно зареванный. Как же: «Кузнец Степан отказался ковать коней из металла!» Отец вразумлял любимого сына — «сначала нарисуй желаемое, вылепи модель из воска, а уж потом проси сделать отливку». Евгений тут же вскинулся: «Где воск? Сейчас сделаю..»

Работы тринадцатилетнего мальчика отец показал профессиональным художникам — Айвазовскому и Клодту. Они высоко оценили его творческие способности.
Будучи студентом, он успешно занимается скульптурой, часто посещает мастерские скульпторов, особенно анималиста Либериха, которого считает своим учителем. Лансере участвует в ежегодных выставках Академии художеств и в 1866 году получает звание классного художника II степени, в 1869 -классного художника I степени.

10511279_1595891860628152_4753570962735564413_n

10985421_1595891973961474_1804170849469956271_n

10986506_1595891827294822_9204464110537380540_o

11061326_1595891950628143_5526045782407935897_n

11138127_1595891803961491_5039973501982124794_n

11209570_1595891807294824_2044957269881726164_n

11209584_1595891800628158_2922206959813434806_n

11350684_1595891893961482_5468863762701578123_n

11351219_1595891903961481_302948462889241104_n

11351435_1595891823961489_3920885262787979148_n

11377376_1595891883961483_7342971694268659349_n

11391354_1595891817294823_1072296975633522338_n

11392954_1595891790628159_4529862513539280992_n

11393150_1595891793961492_943179164667731943_n

11393242_1595891853961486_4473621281882042441_n

В 1876 году Евгений Александрович получает звание почетного вольного общника. Двукратная поездка в Париж дает возможность Лансере увидеть образцовые произведения мелкой скульптуры. Работы Лансере отличаются очень сложной композицией с большим количеством движения. Его произведения экспонировались и на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на Всероссийской выставке в 1882 году.
В 1886 году состоялась его первая персональная выставка, где было представлено около ста его работ. Не получая никакой помощи от Академии художеств, скульптор был вынужден работать в основном по заказам частных лиц. Все они, как правило, исполнялись в единственном экземпляре. Затем право на литье скульптур Лансере покупают фабриканты Шопен, Сазиков, Грачев и начинают тиражировать его работы. Всего же за свою короткую жизнь он создал более 400 произведений, отлитых из бронзы, чугуна, серебра…

Художественный критик и историк искусств В.В. Стасов:

Он принадлежит… к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление… любовь к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют… любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. В картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах все глубоко народно и правдиво.

11351268_1595892817294723_5014886804000328096_n

Казалось, все самое хорошее только начиналась и впереди Лансере ждало еще много вершин и славы.

Но страшный диагноз врачей — чахотка, был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, последние месяцы в своем имении под Харьковом Евгений Александрович работал днем и ночью.
Ведь не важно сколько прожить,важно КАК…

17767_1595892773961394_7038605853889623624_n

Об этих последних днях Лансере в Нескучном, Александр Бенуа (выдающийся русский художник, художественный критик, основатель и идеолог «Мира искусства») писал:

…когда я вызываю в памяти образ Жени Лансере, то я неизменно вижу его в зале дома в Нескучном, сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки, которую он ворочает в своей руке, то и дело протягивая к горящей маленькой стеклянной спиртовке металлический шпатель с кусочками воска на нем. У него, еще совсем молодого чело­века, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совер­шенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Рабо­тал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередную фигур­ку лошади или человека.

20703_1595892680628070_7229629238232983125_n

Изредка его кашель приобретал раздираю­щий характер, и тогда Женя пре­рывал работу и прогуливался не­сколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступа­ми. приступа­ми… И не странно ли, что тот же че­ловек даже на своем последнем го­ду жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил ку­паться в студеной речке, проте­кавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою люби­мую кобылу Кабарду, он по-преж­нему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса.

Евгений Лансере считается основоположником русской кабинетной пластики, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом.

Работы же Евгения Александровича находятся во многих музеях мира. Стоимость их среди коллекционеров и антикваров исчисляется сотнями тысяч долларов.

1524889_1595892743961397_870378826491241037_n

1625519_1595892660628072_800565777735626500_n

10155893_1595892787294726_5143244798742374208_n

10411082_1595892717294733_7839461164473447089_n

10505568_1595892797294725_1929191297199689704_n

10690019_1595892767294728_2780931252106526176_n

11035448_1595892653961406_268686843200506218_n

11137140_1595892827294722_6457460287520809513_n

11150500_1595892793961392_896900422646487355_n

11168060_1595892663961405_935269651571769663_n

11209640_1595892697294735_2631174737172816098_n

11336923_1595892690628069_3672102713696627653_o

11391648_1595892650628073_2719553348693125035_n

11392852_1595892647294740_7993115409246500048_n

11392852_1595892677294737_8273522508369445010_n

11393137_1595892670628071_4514521094196490559_n

Село Нескучное, последний приют великого Гения, известно большинству Харьковчан благодаря дочери Евгения Александровича — художнице Зинаиде Серебряковой.
А о месте, где покоится прах величайшего скульптора говорит лишь скромная ограда да простой крест…