Далекого 23 марта (4 апреля) 1886 года на тридцать восьмом году жизни в своем имении «Нескучное» (недалеко от Харькова) умер Гений…
Тогда же редактор газеты «Новое время» B.C. Россоловский напишет
Не подлежит сомнению, что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы и привычек»…
За свою короткую жизнь потомок французского офицера Евгений Александрович Лансере сделал то на что другим потребовалось бы несколько жизней.
Еще в детском возрасте он проявил свой талант.
«Пропадая в конюшне часами, делал зарисовки с натуры, потом бегал в кузницу, откуда возвращался совершенно зареванный. Как же: «Кузнец Степан отказался ковать коней из металла!» Отец вразумлял любимого сына — «сначала нарисуй желаемое, вылепи модель из воска, а уж потом проси сделать отливку». Евгений тут же вскинулся: «Где воск? Сейчас сделаю..»
Работы тринадцатилетнего мальчика отец показал профессиональным художникам — Айвазовскому и Клодту. Они высоко оценили его творческие способности.
Будучи студентом, он успешно занимается скульптурой, часто посещает мастерские скульпторов, особенно анималиста Либериха, которого считает своим учителем. Лансере участвует в ежегодных выставках Академии художеств и в 1866 году получает звание классного художника II степени, в 1869 -классного художника I степени.
В 1876 году Евгений Александрович получает звание почетного вольного общника. Двукратная поездка в Париж дает возможность Лансере увидеть образцовые произведения мелкой скульптуры. Работы Лансере отличаются очень сложной композицией с большим количеством движения. Его произведения экспонировались и на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на Всероссийской выставке в 1882 году.
В 1886 году состоялась его первая персональная выставка, где было представлено около ста его работ. Не получая никакой помощи от Академии художеств, скульптор был вынужден работать в основном по заказам частных лиц. Все они, как правило, исполнялись в единственном экземпляре. Затем право на литье скульптур Лансере покупают фабриканты Шопен, Сазиков, Грачев и начинают тиражировать его работы. Всего же за свою короткую жизнь он создал более 400 произведений, отлитых из бронзы, чугуна, серебра…
Художественный критик и историк искусств В.В. Стасов:
Он принадлежит… к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление… любовь к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют… любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. В картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах все глубоко народно и правдиво.
Казалось, все самое хорошее только начиналась и впереди Лансере ждало еще много вершин и славы.
Но страшный диагноз врачей — чахотка, был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, последние месяцы в своем имении под Харьковом Евгений Александрович работал днем и ночью.
Ведь не важно сколько прожить,важно КАК…
Об этих последних днях Лансере в Нескучном, Александр Бенуа (выдающийся русский художник, художественный критик, основатель и идеолог «Мира искусства») писал:
…когда я вызываю в памяти образ Жени Лансере, то я неизменно вижу его в зале дома в Нескучном, сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки, которую он ворочает в своей руке, то и дело протягивая к горящей маленькой стеклянной спиртовке металлический шпатель с кусочками воска на нем. У него, еще совсем молодого человека, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередную фигурку лошади или человека.
Изредка его кашель приобретал раздирающий характер, и тогда Женя прерывал работу и прогуливался несколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступами. приступами… И не странно ли, что тот же человек даже на своем последнем году жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил купаться в студеной речке, протекавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою любимую кобылу Кабарду, он по-прежнему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса.
Евгений Лансере считается основоположником русской кабинетной пластики, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом.
Работы же Евгения Александровича находятся во многих музеях мира. Стоимость их среди коллекционеров и антикваров исчисляется сотнями тысяч долларов.
Село Нескучное, последний приют великого Гения, известно большинству Харьковчан благодаря дочери Евгения Александровича — художнице Зинаиде Серебряковой.
А о месте, где покоится прах величайшего скульптора говорит лишь скромная ограда да простой крест…