О публичности архитектурных конкурсов начала ХХ века

15.02.2017 /

В начале XX века на территории бывшей Российской империи проводились самые разнообразные архитектурные конкурсы. На них представлялись различные проекты: от школ и гимназий до театров и публичных зданий для купеческих собраний.

Конкурсы организовывали архитектурные общества. Заказчиками же могли выступать как государственные учреждения, так и частные лица.

Заказчики проектов указывали свои пожелания к постройкам и обеспечивали премиальный фонд. А профессиональные архитектурные сообщества разрабатывали детальные программы конкурсов, определяли основные требования к проектам и назначали компетентных членов жюри (тогда они назывались комиссиями судей). Тем самым обеспечивалась объективность оценки и выбор лучших работ.

Крайне важно, что премированные, а также рекомендованные к приобретению и оплаченные проекты становились собственностью заказчика, который волен был использовать их по своему усмотрению. Однако победа в конкурсе далеко не всегда означала, что здание будет построено. Так как последнее слово все же оставалось за заказчиком.

Немалую роль играла и открытость самих архитектурных конкурсов.

С 1872 по 1924 год С. -Петербургское Общество архитекторов издавало журнал «Зодчий».
Помимо материалов по вопросам архитектуры, строительного искусства, технического образования, строительного законодательства и городского благоустройства в нем размещались объявления о проведении архитектурных конкурсов, их программы, отзывы и решения жюри.

Так вся информация о конкурсах и их итогах становилась открытой и могла свободно обсуждаться общественностью. Именно благодаря подобного рода материалам, размещенным в «Зодчем», мы можем многое узнать и о тогдашних архитектурных конкурсах в Харькове.

К примеру, в нашем любимом городе по улице Чернышевская, 20 и ныне находится прекрасный старинный особняк. Сейчас там размещается отделение консервативной гинекологии родильного дома № 3. А вот в начале ХХ века с этим местом была связанна весьма любопытная история.

В № 12 журнала от 23 марта 1903 года в статье об очередном заседании Императорского С. -Петербургского общества архитекторов находим:

Общее собрание, во вторник, 18-го марта, состоялось в присутствии 35 действительных членов, 1 члена-сотрудника, 4 членов-соревнователей, 6 гостей, 2 студентов, 3 корреспондентов газет, всего 31 лица. Председательствовал И. С. Китнер, передавшей затем председательствование В. Р. Бернгарду…
…А. И. Лихолет из Харькова также обратился с предложением объявить конкурс на составление проекта двухэтажного дома, прося указать цифру первой и второй премии. Изъявив в принципе согласие на принятие этого конкурса и предложив ассигновать на первую премию 300 руб. и на вторую — 200 руб., собрание поручило Правлению уведомить об этом г. Лихолета с просьбою о точном разъяснении изложенных в его письме требований, на основании которых должна быть составлена конкурсная программа. Произведенной затем баллотировкой был избран в члены-сотрудники инж. арх. Н. Б. Медер.

Уже 20 апреля 1903 года условия конкурса были опубликованы в 16-м номере журнала. Благодаря этому все желающие принять участие могли ознакомиться с условиями и жюри (комиссией судей), которая состояла из Людвига Николаевича Бенуа, Александра Ивановича фон Гогена, Германа Давидовича Гримма, Федора Ивановича Лидваля и Павла Юльевича Сюзора.

В пункте № 18 при этом указывалось, что все ответы на возможные вопросы можно получить у Арсения Ивановича Лихолета и давался его харьковский адрес.

Проекты, доставленные почтой более чем через неделю после вышеуказанного срока, рассматриваемы не будут.

14. До и после присуждения премий проекты будут выставлены в помещении Общества.

15. На премии назначается общая сумма ― пятьсот рублей (500 руб.), распределяемая по усмотрению судей конкурса. Из выдаваемых премий удерживается в пользу Общества: с членов его 10 % и с посторонних лиц ― 20 %.

16. Премированные проекты поступают в собственность заказчика, не премированные же должны быть взяты обратно не позже 20 июля 1903 года, после чего поступают в собственность Общества.

Уточнения и корректировки к условиям самого заказчика проекта были донесены всем заинтересованным лицам посредством их публикации в № 19 (за 11 мая).

Во вторник, 10 июня, состоялось еще одно заседание Императорского С. -Петербургскго общества архитекторов под председательством Павла Юльевича Сюзора.

Открылось оно чтением отзыва комиссии судей по конкурсу проекта дома г. Лихолета в Харькове, принятого 7 июня, и публичным вскрытием дивизных конвертов.

К указанному сроку на конкурс поступило 23 проекта, которые жюри разделило на 3 группы:

— неудовлетворительные ― 8
— более-менее удовлетворительные ― 7
— заслуживающих особого внимания по идее и по разработке ― 8

Итоги конкурса, отзывы на проекты коллегии судей и эскизы были представлены в №№ 24, 25 и 36 журнала «Зодчий».

Благодаря этому мы узнаем с вами не только тех, кто занял на конкурсе 1-3 место, но и какие претензии озвучивались к тем 7 проектам, признанных более-менее удовлетворительными.

Первая премия (250 рублей) была присуждена автору проекта под девизом «Уютно» архитектору Сергею Григорьевичу Гингеру. Коллегия судей указывала:

Проект под девизом «Уютно».

План очень хорош по приему и по разработке. Большое число освещено с уширенного проезда ― мысль удачная. Почти все клозеты и все ванные имеют непосредственный свет со двора. Во 2-м этаже имеется лишняя комната против требований программы, названная автором «жилой», которая может быть рассматриваема как часть передней и должна представлять значительные удобства. Фасад изящный, с хорошими деталями, исполнен лишь в чертах, что не дает полного представления о его несомненных достоинствах.

Обладателем второй премии (150 рублей) стал проект гражданского инженера Николая Васильевича Васильева с девизом «Спираль». По мнению жюри:

Проект исполнен прекрасно. Фасады интересны. Особенно хорош вариант с плоскими, крытыми черепицей крышами. К сожалению, неудачный прием и вычурные формы комнат плана значительно умаляют достоинство работы. Столовая квартиры 2-го этажа мала и неудобной формы. Там же, выход в гостиную не параден. Ванные и клозеты темны.

Ну, а третья премия (100 рублей) за проект «Весна» досталась некоему М. Файну из Лодзи.

Работа довольно удачная. План варианта с широкой лестничной клеткой лучше, хотя левая квартира в 1-м этаже не вполне удобна. Фасад по общей композиции довольно хорош, но детали неудачны.

Однако последнее слово все же оставалось за заказчиком ― Арсением Ивановичем Лихолетом. Доподлинно не известно, в силу каких причин проект «Уютно» так и не был воплощен в жизнь. Может, не понравился, а может, денег просто не хватило.

Считается, что все же за основу Лихолет взял проект Сергея Гингера, так как ряд схожих деталей имеется.

Возможно, в полной мере ответ на этот вопрос мы сможем получить когда-нибудь благодаря документам, хранящимся в Государственном Архиве Харьковской области.

В этой истории для нас важно другое. А именно ― то, что даже архитектурный конкурс, исходящий не от государственного учреждения или структуры, а от частного лица, был максимально прозрачен и публичен. Что уж говорить о конкурсах на значимые для города объекты! Что ж, жаль, что времена прозрачности и открытости канули в Лету…