Эта скандальная, но малоизвестная история любви неразрывно связана с именами двух Харьковских архипастырей.
Епископу Филарету (Гумилевскому) она стоила Харьковской епархии.
Архиепископ же Савва (Тихомиров) вспоминает о ней в назидание и с подробностями.
Так что же такого случилось 29-го Августа 1857 года? Почему событие это одни именуют «Филаретовским делом», другие «архиерейским пасквилем» а третьи «искушением преосвященного Харьковского»?
В третьем томе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии” Филарета (Гумилевского) (издание «Харьковского частного музея городской усадьбы») была размещена статья А. Ф. Тарасенко «Архиерейство Филарета (Гумилевского) в Харькове”.
В ней автор приводит следующий случай:
Наибольшие хлопоты ему принес Харьковский Хорошевский женский монастырь, на обустройство которого он потратил много времени и энергии. В этом монастыре Филарет вел «общежительный» устав вместо «свободного» уклада жизни тамошних обитателей. Для этого ему пришлось провести кадровые перестановки. Многим это не понравилось, и на архиерея был составлен пасквиль, который распространяли в Харькове. «Филаретовское дело» приобретало громкий резонанс. Новые обстоятельства в монастыре спровоцировали специальное расследование. Суть происшествия передает в своем письме митрополит Филарет (Дроздов) к Тверскому архиепископу Алексею: «Вы слышали об искушении преосвященного Харьковского? Начало сего незначащая неосторожность: он взял из другой епархии родственницу-монахиню и определил ее казначеем в монастырь. Какой-то граф совратил послушницу монастыря, женился на ней и имел бесстыдство явиться с нею в монастырь. Его здесь оскорбили. И отсюда клевета. Я поздно узнал о казначее-родственнице преосвященного, и потому поздно писал к нему, что архиерею осторожно должно вести себя в отношении к родственникам, которые служат в его епархии, а из других епархий родственников лучше совсем не брать. Теперь игуменья и казначея родственница по делу отрешены, и последняя удалена в другой монастырь. Не знаю, будет ли сие достаточно для удостоверения, что преосвященный действует беспристрастно.»
Далее автор указывает и имя графа-совратителя:
Граф А. Девиер, один из основных участников конфликта, имел и материальные интересы в этом деле. Он был должником монастыря, но деньги ему не собирался возвращать. Следствие было назначено. Его материалы составили большой том документов. Граф А. Девиер и его сообщники были признаны виновными в этом деле и удалены из Харьковской губернии. Однако и Филарет (Гумилевский) должен был оставить Харьков, город, в котором ему хотелось умереть.
Далекого 7 декабря 1874 года епископом Харьковским и Ахтырским становится Савва (Тихомиров).
На страницах 9 томов своей автобиографии «Хроника моей жизни» он частенько упоминает наш с вами любимый город.
Естественно, Савва будучи епископом Харькова, не мог не упомянуть и относительно недавнюю скандальную историю с Филаретом и ее подробности.
В томе 5 находим следующее:
С именем Девиера припоминается прискорбная история, происшедшая в Хорошевском монастыре в бытность на Харьковской кафедре преосвященного Филарета Гумилевского. Граф Девиер, не отличаясь благонравием, посещая женский Хорошев монастырь, приметил там красивую послушницу, мещанку Татьяну, соблазнил ее и женился на ней. Такой бесчестный поступок со стороны развратного графа, разумеется не мог не оскорбить сестер обители и в особенности настоятельницу игуменью Антонину. Мало того: граф Девиер, женившись на послушнице, имел бесстыдство являться с своею молодою женой в монастырь, и тем еще большую причинял скорбь монахиням. Но и они, в свою очередь, не остались в долгу пред наглым посетителем. Однажды, когда он выходил уже из монастыря с своею женою, разряженною по последней парижской моде, кто-то со стены облил их грязными помоями. Это было 29-го Августа 1857 г. Взъярился гневом оскорбленный граф и тотчас начал судебный процесс. Скандальное дело это доведено было до Высочайшего сведения. Для расследования происшествия командирован был из Москвы архимандрит Данилова монастыря Иаков. Дело окончилось тем, что игуменья Антонина удалена была от управления монастырем, а преосвященный Филарет переведен на Черниговскую епархию.
Вот такая вот история о Харьковском епископе и оскорбленном графе, который вполне обоснованно заступился за себя и свою жену.
Тексты же о проделках беспокойного семейства Девиер в Харьковской губернии еще ждут своего времени.
P.S. Весьма интересна история о Хорошевском монастыре и его подземных ходах, любознательный читатель может прочитать здесь
Источники:
- Филарет (Гумилевский Д.Г.). Том 3. “Историко-статистическое описание Харьковской епархии”: в 3-х томах. Редкол.: Парамонов А.Ф. и др.
- Савва (Тихомиров, Иван Михайлович; 1819-1896).
- Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, Т. 5 : (1874-1879 гг.).
РубрикиИстория