Несколько историй о мусульманской общине дореволюционного Харькова

Как известно, наш любимый город — многонациональный и многоконфессиональный.

История исламской общины Харькова до сих пор исследована мало: в ней множество загадок, белых пятен и интересных фактов.

В книге Д. И. Багалея и Д. П. Миллера «История города Харькова за 250 лет его существования» можно найти упоминание, что мусульманская община города в 1866 году насчитывала 38, а в 1897 году — уже 760 татар. Такой рост связывали с расквартированием в Харькове татаро-башкирского конного отряда во время русско-турецкой войны.

По данным «Харьковского календаря» за 1897 год, мусульман в губернии было 1067 человек (959 мужчин и 108 женщин), причем 220 мужчин и 30 женщин из них проживали в Харькове. А вот в уездном городе Сумы мусульман насчитывалось 500 человек, причем все — мужчины.

Ни для кого не секрет, что Харьков, как в те времена, так и сейчас — город студенческий. Однако и по сей день студент-мусульманин у нас часто воспринимается как персонаж негативный и чуждый. В списках студентов Харьковского Императорского университета за 1868—1869 годы на 3-м курсе юридического факультета под номером 80 можно обнаружить одного из первых студентов-магометан. Им оказался бывший ученик 2-й Харьковской гимназии Гацыр Шанаев.

В начале ХХ века студентов-мусульман было немало. В списках за 1907—1908 годы можно найти одного из первых иностранных студентов, исповедующих ислам. Персидский подданный Джафаров Мамед Джафаров учился на Медицинском факультете.

20 июня 1893 года на страницах харьковской газеты «Южный край» можно было прочесть следующую новость:

20 июня. В Москалевских казармах в связи с праздником байрам была устроена молельня. Собралось около 400 молящихся. Служил мулла Курбан Галлеев. Поднимался вопрос о строительстве мечети.

Одной из отличительных черт нашего любимого города является то, что он открывает и принимает в свое сердце каждого, независимо от национальности и вероисповедания. Что бы кто ни говорил, но в Харькове до 1917 года, в отличие от других городов, ни еврейских, ни немецких погромов не было.

В 1904 году в жизни харьковских мусульман происходит знаменательное событие. В «Харьковском Календаре», где постоянно размещались календари всех религиозных общин нашего города (православных, католиков, лютеран, иудеев, караимов, армяно-григориан), был впервые опубликован «Магометанский календарь на 1904 год — на 1321—1322 г. Гиджир».

С этого времени мусульманский календарь будет выходить ежегодно, вплоть до самого закрытия издания.

Первая официальная организация мусульман была создана по указу Екатерины II в 1788 году. Целью создания Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) был контроль государства над мусульманским духовенством. В дальнейшем ОМДС находилось в ведении Департамента духовных дел иностранных исповеданий при МВД.

Одни из первых документов о контактах Оренбургского магометанского духовного собрания и Харьковской мусульманской общиной, связанные с ведением метрических книг нашего города, датируются 1893 годом. При желании с ними можно поработать в Государственном архиве Харьковской области.

Однако все самое интересное доступно, увы, немногим. Наиболее ценная информация о мусульманах Харькова, в том числе и метрические книги, находится в фондах:

1) РГИА — ф.821 Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД.
2) Центрального государственного исторического архива республики Башкортостан, Уфа И-295, Оренбургское магометанское духовное собрание.

24 февраля 1906 года в строительное отделение Харьковского губернского правления от Харьковской магометанской общины поступила просьба об утверждении плана на строительство мечети.

В итоге 21 августа 1906 года на дворовом месте, принадлежавшем мусульманам Мухаммеду Ганею и Хабибуле Тербердееву по улице Ярославской 33, мечеть была полностью построена.

На протяжении многих лет духовным лидером мусульман нашего города был Харьковский губернский ахун и штатный военный мулла Киевского военного округа Мухаммед Рахим Алимович Узбяков. Вклад его в жизнь исламской общины и в историю дореволюционного Харькова колоссален. К великому сожалению, его биография ранее была неизвестна, к тому же неясно было, как он выглядел.

Однако при работе с прекрасной книгой 1913 года «Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых», где находились многочисленные биографии известных людей того времени, мне посчастливилось найти и то, и другое. Так что фото, размещенное ниже, публикуется впервые.

Оказывается, родился Узбяков в 1871 году в деревне Кирюшкино Саратовской губернии. Начальное воспитание и образование получил в местном училище, а специальное богословское — в Касимове Рязанской губернии, в Кастровском медресе, где по окончании курса 1 сентября 1895 года был удостоен звания мудерисса (учителя) и доктора мусульманского богословия. Затем по выбору Кирюшкинского общества 28 октября 1895 года саратовское губернское правление утвердило его муллою 3-й соборной мечети.

3 апреля 1900 года по выбору магометанского общества нашего города Мухаммед Рахим Алимович Узбяков назначен губернским правлением муллою Харьковской соборной мечети. За отличие по службе в 1906 году он возведен в почетное звание ахуна, а 1 января 1909 года — награжден большой серебряной медалью на Владимирской ленте.

Согласно ходатайству Главного штаба 3 октября 1909 года Узбякова назначили на должность штабного военного муллы Киевского военного округа.

Мулла был женат на дочери потомственного почетного гражданина Айюпа А. Баишева-Айши и имел 4 детей.

В самом конце текста особо отмечалось: «Имя Мухаммеда Рахима Узбякова как духовного главы магометан известно и весьма почитается как среди единоверцев, так и в общественных кругах».

В начале ХХ века в нашем городе существовало Мусульманское благотворительное общество. О его деятельности известно мало, однако при работе с документами в архиве мною было случайно обнаружено несколько отчетов общества за 1910 и 1912 годы. Благодаря этому можно узнать новые интересные подробности о жизни общины.

Оказывается, по смете, принятой 6 января 1912 года, приход общины в 1911 году составлял 950 рублей, в том числе:

Членские взносы — 200,
Доход от Мечети — 500,
Доход от синематографа — 250 рублей.

В сферу расходов входили: оплата за отопление и освещение, зарплата сторожу мечети, содержание кладбища, пособия неимущим, а также погашение долгов. На 1 января 1912 года задолженность по постройке мечети и кладбища еще составляла 1576 рублей 89 копеек.

Также собранием Мусульманского благотворительного общества было принято решение открыть при мечети курсы обучения русскому языку, при наличии желающих.

Кстати, о кино. Из материалов харьковских газет за 1913 год можно узнать, что благотворительные сеансы с целью помощи нуждающимся единоверцам мусульманская община устраивала в электротеатре Братьев Боммер по улице Екатеринославской.

В марте 1915 года Первая мировая война, бушующая в Европе, отовсюду брала свою страшную дань. В то время все национальные и религиозные общины помогали военным, чем могли.

В № 11 популярного во всей Российской империи журнала «Огонек» находим небезынтересное фото и текст к нему:

В Харькове. Группа членов Харьковского дамского мусульманского комитета помощи раненым воинам за работой по изготовлению белья.

Руководительницы комитета: 1) Х. Башкирова 2) Х. Тутеева 3) А. Узбякова

Вот такая небольшая заметка и открывшиеся факты о нашем удивительном городе, где никто никогда не будет чужим, если раскроет ему свое сердце.

РубрикиДиаспоры и дипломаты Харьков в годы Первой Мировой