В наш век стремительно развивающихся технологий и социальных сетей хорошей фотографией уже мало кого удивишь. Но во второй половине XIX — начале ХХ века фотография действительно считалась искусством с большой буквы, а ее творцы в награду за свой колоссальный труд получали почет и признание. Естественно, что польза от этого была и нашему любимому городу. На международном уровне в то время громко звучало имя харьковского фотографа Альфреда Федецкого. В 1888 году он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году для фотографов также нашлось место.
По общей классификации в 12 классе экспонатов выделялись:
— Фотографии на бумаге, стекле, дереве, тканях, эмали и пр.
— Гелиография
— Оттиски литографические и литофотографические, фотографические клише, стереоскопические снимки и стереоскопы.
— Увеличенные фотографические снимки.
— Фотохромия.
— Инструменты, аппараты и материалы для фотографии.
— Принадлежности фотографических мастерских.
Среди экспонируемых на выставке снимков фотографов из Полтавы, Одессы, Киева были и творения уже знакомого нам Альфреда Федецкого. Правда, в этот раз высшую награду он не получил, привез в родной Харьков лишь серебряную медаль. В следующие годы фотографа награждали золотыми медалями и дипломом за участие в международных выставках в Мадриде, Лондоне, а также на международной фотографической выставке в Париже.
В августе 1894 года корреспонденты газет того времени сообщали о том, что знаменитейший французский композитор, пианист, органист, дирижёр и музыкальный писатель Шарль-Камиль Сен-Санс и первый из пианистов Франции, профессор Димэр, обходя отдел Российской империи на всемирной выставке в Антверпене, крайне заинтересовались выставленным харьковским фотографом Альфредом Федецким портретом покойного Петра Ильича Чайковского.
Далее газетчики писали: «Платинотиповый портрет, как и фотографический, представляет собой истинный шедевр искусства, поэтому не удивительно, что он вызывает такое восхищение публики не только отечественной, но и заграничной».
Сам же Петр Ильич при жизни о творении харьковского фотографа сказал следующее:
Вы знаете, меня еще никто так не снимал, как Федецкий. Это положительно лучший мой портрет. Это не фотография, а поистине художественное произведение
Конечно, на Антверпенской выставке харьковский фотограф удостоился золотой медали, которая стала к тому времени уже двенадцатой в послужном списке мастера. Так что автора самого известного портрета Чайковского в прямом смысле можно назвать рекордсменом среди харьковских фотографов по количеству наград на международных и общегосударственных выставках.
После неожиданной смерти Альфреда Федецкого 21 июля 1902 года в Минске его фотоателье в 1903 году приобрел владелец другого фотосалона, но с правом именоваться «А. Скасси и Ко – приемник Федецкого». Через год за снимки, экспонируемые на выставке в Лондоне, эта фирма получила золотую медаль. Так что своеобразные традиции, заложенные Альфредом Федецким, были с успехом продолжены.
Другим известным и признанным мастером фотографии в Харькове, под стать Федецкому, был Алексей Михайлович Иваницкий. Именно о них двоих в начале апреля 1896 года харьковские газеты пишут следующее:
Награждение медалью.
На бывшей в Москве фотографической выставке получил серебряную медаль харьковский фотограф А. М. Иваницкий, выставивший свои снимки
Правда, прославился наш второй герой все-таки больше в Харькове и Российской империи, чем за границей. Так, с 23 сентября по 12 октября 1887 года в нашем городе проходила Всероссийская сельскохозяйственная выставка. Специальным фотографом на ней был Алексей Михайлович Иваницкий. Сделанные им более 200 фотографий самого мероприятия, а также премированных животных, легли в основу прекрасного альбома, посвященного выставке. Также два фототипных рисунка наружного и внутреннего вида павильона садоводства, выполненные по фотографии А. М. Иваницкого, размещены и в книге «Лесоводство, садоводство, огородничество и виноделие на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в г. Харькове 1887 года
На масштабную выставку в Нижний Новгород в 1896 году приехал всего один харьковский фотограф, Маркус Абрамович Элькон, и выставлялся в «Художественном отделе». За свои снимки награды он тогда не получил.
В 1899 году Иваницкий отправил на Парижскую всемирную выставку свыше 40 своих снимков. Однако среди участников-фотографов мы фамилии его не находим. Вполне возможно, работы Алексея Михайловича украшали стенд Харьковской частной женской Воскресной школы Христины Даниловны Алчевской, или же другого участника выставки от нашего города. В последующие годы Иваницкий продолжает участвовать в выставках и получать награды. Так, в 1903 году на выставке, устроенной Петербургским фотографическим обществом, он был награжден серебряной медалью. Кстати, если уж зашла речь о Христине Алчевской, следует отметить, что сама она поснимать была тоже не прочь. Снимки ее, правда, не экспонировались. Знавшая ее близко Ольга Владимировна Кайданова в книге «Полувековой юбилей (1862—1912)» вспоминает на эту тему следующее:
Вера в народ, в его интеллектуальные силы — один из основных мотивов мировоззрения и деятельности Христины Даниловны, — мотив, который она проводит во всем. Устраивая как-то раз школьный праздник, Христина Даниловна сняла ряд фотографий учениц в лицах и костюмах, и цель этого фотографирования была, между прочим следующая: доказать, что в народе встречаются не менее интеллигентные лица, чем в нашем кругу, и действительно это было доказано фотографией
Также, несмотря на то, что уже знакомый нам известный харьковский путешественник и университетский преподаватель Андрей Николаевич Краснов не был профессиональным фотографом, снимки, сделанные во время его поездок, выставлялись как в нашем городе, так и на первой географической выставке в Москве в 1892 году.
Во время проведения в Харькове XII археологического съезда была организована масштабная этнографическая выставка, которая привлекла большое внимание прессы и публики. На ней экспонировалось множество снимков украинских хат и других строений Харьковской губернии авторства Андрея Николаевича Краснова, Николая Федоровича Сумцова, Василия Ефимовича Данилевича. Все они были учеными, а не фотографами-профессионалами. Также во время проведения съезда один из его организаторов Егор Кузьмич Редин сделал около 300 фотографий с экспонатов, демонстрировавшихся на выставке. В 1903 году эти фотоснимки опубликованы в виде прекрасного «Альбома выставки XII археологического съезда в г. Харькове» (М., 1903) с предисловием самого Редина.
Ну, и напоследок не могу не вспомнить еще о двоих увлеченных фотографией друзьях. Летом 1914 года граф Николай Владимирович Клейнмихель вместе с известным искусствоведом Георгием Лукомским отправились в автомобильное путешествие. Итогом поездок стал выход в 1917 году книги «Старинные усадьбы Харьковской губернии». Сами авторы пишут об этом в предисловии следующее:
И вот, в июне 1914 года, вместе с автором этой книги, архитектором Г. К. Лукомским, мы предприняли объезд Харьковской губернии на автомобиле с 2 фотографическими аппаратами, стараясь, по возможности, сделать снимки со всего, что представляло для нас специальный интерес…
…К сожалению, мне не удалось сделать достаточного количества удачных фотографий interieur’ов усадеб, а также не довелось представить в книге с тою же исчерпывающей точностью, как, например, в отношении фасадов, коллекции картин, фарфора, мебели и документов. Надеюсь, что ко второй части издания удастся присоединить снимки с некоторых наиболее интересных предметов
Однако изданию второй части помешала революция. И кто знает, может быть, если бы не она, на основе книги, на страницах которой размещено около 116 фотографий старинных усадеб Ахтырского, Богодуховского, Валковского, Волчанского, Сумского и Харьковского уезда в нашем городе прошла бы прекрасная фото выставка, а ее авторы за свои снимки получили бы признания и награды…
Естественно, это далеко не все о выставках и фотографах-любителях Харькова. Ведь мы живем с вами в удивительном городе, о прошлом которого можно говорить бесконечно. Для меня важно, что и в наши дни снимки той эпохи, когда фотография была не обыденностью, а таким же высоким искусством, как и живопись, радуют нас, сохраняя удивительные типажи и прекрасные виды усадеб.