Конторский мост

Конторская – это не только старинные дома, к которым можно прикоснуться. Это также слои истории, которые давно исчезли физически, но остаются в воспоминаниях исследователей и некоторых жителей улицы. К примеру, Конторский мост, или как его иногда называли, Малый Лопанский мост.

Он соединял Конторскую с Сергеевской и Павловской площадью и был важной транспортной артерией города.

Мост был построен в 1888 с помощью Общества взаимного кредита приказчиков, а также домовладельцев Конторской улицы Буркевича и Енуровского.

Мост, как и большинство других мостов в Харькове, в то время был деревянным. Такие мосты были значительно дешевле каменных или железных, но деревянная конструкция нуждалась в частом обслуживании и ремонтах, мосты страдали от наводнений и ледоходов. Конторский мост был немощным, кроме того, он был наклонен с концов (как и известный «горбатый» мост). Как писали в прессе, из-за своей формы мост становился «орудием пыток» лошадей с тяжелыми повозками в плохую погоду. Они с трудом преодолевали наклон моста, часто поскальзывались на грязи и падали, из-за чего общественность требовала замостить мост камнем.

При всех изъянах Конторский мост хорошо разгрузил Лопанский мост и упростил транспортное сообщение в центре города.

В январе 1918 г. большевики между собой устроили такую себе “битву за Конторский мост”. Революционные кронштадтские матросы обвинили «красную» верхушку города в пьянстве в ресторане «Версаль» по ул. Конторской, 1, каждая сторона вызвала помощь и начала стрельбу с обеих сторон моста.

Изначально мост был расположен параллельно Лопанскому мосту и северному фасаду огромного Гранд-Отеля, разрушенного во время Второй мировой.

Однако, ориентировочно в конце 1930-х годов мост стал перпендикулярным набережной. Возможно, это было связано с более приоритетным трафиком в сторону Банного и Торгового переулков (сейчас сквер «Стрелка») и тем, что мост, расположенный под углом 90 градусов к реке, был более надежным и прочным.

К сожалению, Вторую мировую мост также не пережил, на немецкой карте 1942 г. его уже нет.

Он не был восстановлен и позже, хотя в целом пешеходный вариант возрожденного Конторского моста мог бы неплохо вписаться в концепцию ревитализации улицы. Однако решать, нужен ли этот мост сейчас, лучше харьковской общественности и профессиональным урбанистам.

РубрикиАрхитектура