Харьковский мотоцикл М-72

27.10.2021 /

Очередная забытая страница технической истории города — производство в Харькове мотоцикла М-72 боле 80 лет назад.

M-72 на ретро-выставке на пл. Свободы, Харьков, 2021 г.

В августе-сентябре 1941 г. на Харьковском мотоциклетном заводе было выпущено 233 таких мотоцикла, хотя до недавнего времени считалось, что наладить их производство у нас не успели. Мотоциклетный завод создали на мощностях «Серпа и молота». В целом, история мотоцикла, ставшего основой «Днепров» и «Уралов» очень любопытна. Общепринятая версия гласит о том, что в 1940 г. через Швецию были закуплены BMW R-71, которые были нелегально скопированы, производство было начато весной 1941 г.

BMW R-72, 1941 г.в., Wikimedia Commons

Однако, в современной прессе пишут, что документацию с полным циклом производства купили легально. Это вяжется с тем, что сроки снятия грифа секретности по довоенной теме М-72 переносились уже 4 раза (уже до 2040 г.) В самой Германии мотоцикл, появившийся в 1938 г., пришелся не ко двору. Хотя мелкие партии поставлялись в Вермахт, мотоцикл сняли с конвейера в том же 1941. У немцев появились более совершенные верхнеклапанные Zundapp KS750 и BMW R75 с приводом на колесо коляски. В 1941 г. более 1600 экземпляров М-72 также выпустили в Москве (буква «М» — Москва, а 72 — производное от R-71). Производство эвакуировали в Ирбит (где в итоге мотоцикл эволюционировал до Урала).

Во время войны выпустили 15 тыс. мотоциклов, самая распространенная версия — с пулеметом в коляске, но были варианты с огнеметом, минометом и противотанковым ружьем. На фоне ранних советских мотоциклов М-72 был сложноват, но надёжен. Его оппозитный 2-цилиндровый двигатель объемом 746 куб. развивал 22 л.с. Вес с коляской был около 345 кг. Послевоенные версии без коляски использовались, в том числе в почетном эскорте и могли развивать до 105 км/ч. Харьковское производство в сентябре 1941 г. эвакуировали в Горький.

В начале 1950х производство вернулось на территорию УССР, но не в Харьков, а в Киев. Так родился Киевский мотоциклетный завод, где конструкция М-72 также постоянно развивалась, в итоге став мотоциклом «Днепр».

Всего до 1960 г. было выпущено 8.5 тыс. гражданских мотоциклов М-72. Оригинальный М-72 в военном исполнении регулярно показывают на харьковских ретро-слётах, а одну из его эволюций, мотоцикл «Урал» в милицейском исполнении можно увидеть в Музее полиции на ул. Жон Мироносиц, 13.