Край наш прекрасен в любое время года и при любой погоде, поэтому ранним утром 28 ноября наша дружная Накипело-УАР команда снова отправилась в путь. В силу стремительно сокращающегося светового дня этот восьмой по счету выезд был максимально коротким и по расстоянию, и по количеству объектов.
Через некоторое время въезжаем в бывшую слободу Змиевского уезда ― Граково. Там практически в самом центре расположен первый объект нашего путешествия. Каменный Троицкий храм был построен на средства жителей в 1810 году. В начале ХХ века общее количество прихожан обоих полов составляло около 3000 человек. Радует, что храм реставрируется. Между 2003 и 2017 годами все же разница есть.
Проходящие мимо местные жители, ежась от холода, с удивлением смотрят на семерых неизвестно откуда приехавших людей, которые носятся с фотоаппаратами и видеокамерой вокруг старинного храма. «С чего бы такой интерес?» ― читается в их глазах.
Чем дальше мы отдаляемся от сердца Слобожанщины, тем сложнее воспринимать реальность. Поля и деревья окутаны снегом. Совершенно не верится, что наш Харьков в это время другой. Останавливаемся несколько раз, чтобы сделать фотографии всего этого белого великолепия.
И вот перед нами слобода Изюмского уезда ― Бугаевка, известная также как Изюмец. Поселение было основано в конце XVII века представителями славного рода слободских полковников, которым и принадлежало вплоть до смерти его последнего представителя Дмитрия Андреевича Донец-Захаржевского (в 1871 году задушенного собственным племянником).
Появление же самого храма, построенного в Бугаевке в 1819 году, также связано с этим дворянским родом. Легенда гласит, что в начале ХIX века владели слободой два брата: Петр и Василий Михайловичи Донец-Захаржевские. Перед отъездом Василия из своего имения на службу в Петербург мать дала ему на прощание простую икону Ахтырской Божьей Матери. По дороге молодой барин, предаваясь мечтам о блестящей карьере в городе на Неве, выбросил икону. Уже в Петербурге он рассказал об этом своему старому слуге. Последний пришел в ужас и сказал, что не будет счастья Василию Михайловичу, так как, выбросив икону, он лишил себя материнского благословения и защиты. И действительно, дела в Петербурге у Василия не заладились, начались различные неприятности. После того, как из Бугаевки пришла весть о смерти матери, старый слуга посоветовал молодому барину вернуться и все-таки разыскать икону.
Оставив службу в Петербурге, Василий возвращался в родовое имение. Неожиданно кони взбесились и опрокинули карету. Когда кучер и слуга нашли молодого барина, он был без сознания, с окровавленным лицом, а под головой у него лежала та самая икона, которую он некогда выбросил. Вернувшись в Бугаевку, помещик построил на свои деньги прекрасный храм, который и посвятил иконе Ахтырской Божьей Матери.
Первый же деревянный храм в честь Иоанна Богослова был построен в слободе в 1742 году.
Нам повезло. Увидев наши блуждания вокруг храма, к нам подошел его настоятель, отец Анатолий, и предложил зайти. Чуть позже подошла и регент церковного хора. Экскурсия и лекция об истории храма затянулась минут на 40. Нам рассказали о прошлом Бугаевки, перестройке храма в начале ХХ века. А на прощанье подарили репринтное издание книги 1876 года «Предание о храмовой иконе в церкви слободы Бугаевки Харьковской губ. Изюмского уезда» и «Ковалевские ― история одной семьи». Очень радует увлеченность людей историей своего села и храма. Редко в наших поездках по Слобожанщине мы встречали такое.
И пускай сейчас о Донец-Захаржевских напоминает лишь храм, уезжая из Бугаеки, мы видели ее глазами автора XIX века подаренной нам книги, и за окнами машины для нас мелькали не серые дома, а деревянная одноэтажная усадьба Петра Михайловича. Или двухэтажный каменный дом Василия Михайловича ― с балконами, колонами, живописным бальным залом, богатым убранством комнат, паркетными полами, с мебелью, оббитой бархатом и садом, в центре которого находился искусственно устроенный остров…
На месте первой деревянной церкви еще в середине XIX века стояла небольшая каменная часовня. Недалеко от нее находилось каменное здание, построенное в виде небольшой каменной церкви. В ее склепе был погребен Петр Михайлович.
С замиранием сердца подъезжаем к усадьбе Тихоцких в Синихе. Дороги сильно «не очень».
Сама слобода была основана старшинским родом Богуславских. В переписи Слободских полков 1723 года читаем:
Слобода Синиха сотника изюмского полка Ивана Богославского (Богуславского), 298 душ.
В первой половине XIX века в качестве приданого Синиха отходит к Тихоцким, благодаря которым и появляется усадьба. Основатель рода Андрей Иванов, сын Тихоцкий, выехал в Россию из Польши в 1712 году. В 18 веке было официально признано его происхождение из старинного польского шляхетства, в силу чего род Тихоцких был причислен к древнему дворянству и занесен в 6-ю часть родословной книги Воронежской, а потом и Харьковской губернии.
Первые два поколения этого рода — Андрей Иванов, сын Тихоцкий, и его пятеро сыновей Иван, Яков, Федор, Михаил и Павел посвятили себя исключительно военной службе в Харьковском и Изюмском слободских казачьих полках. От этих же пяти братьев пошли и пять ветвей рода Тихоцких. Родовое гнездо этого дворянского клана, ставшего весьма многочисленным, располагалось в построенной ими усадьбе стиле классицизм в начале XIX века в Синихе.
В Харьковском, Изюмском, Купянском, Змиевском, Богодуховском, Волчанском и Валковском уездах, а также городах Харькове, Изюме, Купянске, Славянске Тихоцким принадлежали земли, усадьбы и дома. Сыграла свою роль эта прекрасная семья и в учреждении, финансировании и открытии Харьковского университета. В прошении на имя императора о разрешении создать в нашем городе данное учебное заведение стоят подписи четырех Тихоцких. Позднее в университете, институте благородных девиц и ряде других учебных заведений появляются стипендии, учрежденные Тихоцкими. Многочисленные представители этого рода стали известными военными, инженерами, юристами. А в преддверии «Съезда потомков рода Тихоцких», посвященному 300-летию этого семейства и проходившему с 20 августа по 23 августа 2012 года в Санкт-Петербурге, приглашения были разосланы в 30 городов и 8 стран.
В советское время усадьбой заинтересовалась киностудия Довженко. Деятели кино планировали сделать в ней павильон для съемок исторических фильмов, но местный колхоз не уступил усадьбу. Еще в 1990 году в ней размещалась школа. Но это все лирика. Главное то, что там сейчас. Признаюсь честно, за все время наших поездок по Слобожанщине такого мы не видели ни разу. Состояние усадьбы, кроме как «дикий ужас», язык не поворачивается назвать иначе. В самом начале нашего путешествия я недоумевал, почему же в такую красивую (если судить по фото) усадьбу не возят экскурсии, да и вообще, мало кто ее знает (кроме, пожалуй, моих коллег по архиву). Сейчас же ответ на эти вопросы я могу дать.
1) Дорога в Синиху, мягко говоря, плохая.
2) Сама усадьба находится на окраине, и вы вполне можете ее проехать или не найти. Причина проста. Здание располагается между двумя частными фермерскими владениями, которые заслоняют объект.
Но, предположим, вам повезло, и усадьбу вы все же нашли. Радостно выходите из машины, снедаемые жаждой лицезреть прекрасный памятник архитектуры, который даже вроде и в реестре находится. Что же ожидает там путешественников? Нас лично встретил лай собак, стадо гусей и местная жительница. На наш робкий вопрос: «А можно усадьбу посмотреть?» она дала свое великодушное согласие. При этом, правда, несколько раз поинтересовавшись, не желаем ли мы эту самую усадьбу купить, а также рассказав, сколько людей «даже из киевских академий» сюда уже приезжало. Идем дальше. Первое, что видим, это перегороженный вход.
За подобием заборчика мило пасутся коровы. Живут они там же. В архитектурном памятнике, в смысле.
Осторожно обходим объект, построенный в стиле классицизма, дабы попасть в него через другой вход.
Колоны разрушаются. Крыша местами обваливается. Внутри остатки лепнины, следы каминов, перегородка… В одной части (где не обвалилась крыша) хранится сено. А в другой, как мы уже знаем, обитают животные.
По причине мороза аккумулятор квадрокоптера нашего Димы Кривули категорически отказывается работать. Владислав Лященко самозабвенно берет «огонь на себя», снимая буквально каждый сантиметр того, что осталось от барского дома. Усталые и подавленные, возвращаемся к машине, напоследок делая финальные кадры. Внезапно появившаяся буквально из ниоткуда хозяйка элитных коров с диким криком начинает вопрошать у нас документы, разрешающие «съемку ее имущества». Так что, если вы вдруг все-таки однажды соберетесь поехать в Синиху, имейте в виду, там могут кусаться не только собаки и гуси, но и новоявленные владельцы старинных сараев. Ведь это для нас, приезжих, дом в Синихе является усадьбой, имеющей культурную и историческую ценность. Для местных же это просто постройка, которую можно приспособить под свои нужды. Я не знаю, кто в этом виноват. Наше государство, допускающие такое? Областная или районная администрация? Или, может быть, просто сами люди? Кто-то скажет на это, что фермеры, разделившие усадьбу между собой, не виноваты, мол, время тяжелое сейчас, каждый выживает как может… Но тогда возникает вопрос, почему другие усадьбы, которые мы в этом году посетили, до сих пор не превращены в хлев? Может быть, дело все-таки в тотальном отсутствии культуры? Сколько еще таких вот некогда прекрасных усадеб нашей Слобожанщины, о которых мы ничего не знаем, используются местными жителями как обычные сараи, или вообще разрушены за ненадобностью?
Синиха задала нам слишком много вопросов, которые остались без ответа. Пребывая в восхищении от Бугаевки и шоке от Синихи, мы вернулись в Харьков…