Давно известно, что с 1913 по 1945 г. в Харькове существовала водонапорная башня, построенная по проекту инженера Владимира Шухова, пионера-изобретателя гиперболоидных конструкций.
Находилась она на территории водонапорного бассейна перед Ипподромом.

Ее высота была 33,5 м, объем резервуара составлял 780 куб. м. До строительства башни из-за слабого напора водопровода в Нагорном районе вода часто не доходила нормально даже до 2 этажа.

Воду в башню подавали немецкие электронасосы.

Но больше деталей о нем знают полтавские краеведы, чем харьковские. Дело в том, что в 1936 г. башня была законсервирована. Она пережила Вторую мировую, но ее не пережила старая водонапорная башня в Полтаве.
В 1945 году Харьков поделился башней Шухова с соседями, но, за неимением финансирования и инженерного опыта они ее монтировали и чинили на новом месте на ул. Решетиловской, 20 аж 8 лет.

После нескольких аварий стабильно заработала башня только в 1953 г., с новым резервуаром на 800 куб.м. И уже в 1966 году потребность в ней отпала из-за модернизации систем водоснабжения в Полтаве.

Но башня простояла еще 36 лет и была демонтирована только из-за жалоб местных жителей, которые боялись падения ржавых конструкций на свой дом. Они до сих пор судятся с полтавскими учреждениями для окончательного демонтажа его остатков на своей частной территории.
Тогда полтавские активисты и краеведы боролись за сохранение башни, но тщетно. Хотя комиссия подтвердила ее аварийное состояние, гиперболоидные конструкции имеют очень хороший запас прочности — я уверен, что башня простояла бы и по сей день при минимальном ремонте. В 2002 году Полтава потеряла архитектурную изюминку, связанную с Харьковом.
8 водонапорных башен Шухова и два маяка до сих пор сохранились в Украине и являются визитными карточками некоторых из них (как Николаева, Черкасс или Белой церкви).

Настоящая жемчужина из них – Аджигольский маяк (1911) в Днепровском лимане в Херсонской области. Он самый высокий (76 м) и, пожалуй, самый красивый маяк в Украине. В 2022 году маяк был обстрелян тремя российскими ракетами. Современное состояние неизвестно, хотя есть слухи, что он устоял.

Кстати, в 1910-х гг. существовала мода по оснащению боевых кораблей мачтами аналогичной конструкции среди.

РубрикиАрхитектура История