Об австрийце-харьковце ― композиторе, пианисте и учителе С. Прокофьева

11.01.2017 /

Совсем скоро, 3 марта, исполнится 152 года со дня рождения Александра Адольфовича Винклера.

Но в нашем любимом городе, который так гордится своим прошлым и любит похвастаться «великими харьковчанами», записывая в них зачастую кого ни попадя, мало кто сейчас помнит и чтит это имя. К великому стыду, нет в Харькове ни мероприятий, посвященных пианисту европейского уровня, ни даже скромной мемориальной доски хотя бы на одном из особняков, связанных с жизнью и деятельностью этого великого человека. А ведь их осталось в нашем городе немало.

Так кто же он такой, этот самый Александр Адольфович Винклер и за что конкретно Харькову стоит им гордиться?

Родился он в нашем городе в 1865 году. Отец его, Адольф Иванович Винклер, работал в Харькове агентом Московского страхового общества.

Мать, Дарья Михайловна Винклер, практически всю свою жизнь преподавала немецкий язык во 2- й женской гимназии.

Начальное образование Александр Адольфович получил в Харьковской 3-й гимназии, в 1886 г. окончил Харьковское музыкальное училище, находившееся недалеко от дома, по классу фортепиано.

А в 1887 г. завершил учебу на юридическом факультете Харьковского Императорского университета.

Именно благодаря учебным записям мы узнаем, что он был иностранцем лютеранского вероисповедания.

В немногочисленных статьях, где упоминается имя нашего великого земляка, указано, что по национальности был он немцем, то есть гражданином Германской империи. Однако это не совсем верно. В ГАХО (Государственный архив Харьковской области) мною было найдено дело «О принятии в русское подданство австрийского подданного Адольфа Винклера» 1878—1880 гг.
В этом документе, в частности, указывалось следующее:

…принятие русского подданства есть всегда личное и не распространяется на прежде рожденных детей, которые, по достижении совершеннолетия (21 года) сами могут ходатайствовать о том, если пожелают, каждый отдельно за себя

Именно по этой причине Александр Адольфович Винклер в университетских списках записан как иностранец. По завершении учебы наш земляк в 1887 едет в Париж, где становится учеником Виктора Альфонса Дювернуа (французский пианист, композитор и музыкальный педагог).

Затем попадает в Вену, где его наставником был Теодор Лешетицкий (польский пианист, музыкальный педагог и композитор).

Также Винклер учился и у Карела Навратила — чешского композитора и музыкального педагога.

В 1890 году Винклер возвращается в Харьков и преподает фортепиано в Харьковском музыкальном училище пять лет. Судя по всему, в этот период Александр Адольфович встречает в нашем городе свою любовь, женится и обзаводится детьми. Об этом мы можем судить по скудным данным, найденным в первом томе Чувакова В. Н. ― «Незабытые могилы — том 1, A-B, 1999 г.».

В 1896 Винклер по приглашению переезжает в Санкт-Петербург, где становится преподавателем по классу фортепиано в местной консерватории. Там же в 1897 году он получает Беляевскую премию за струнный квартет. Благодаря этому музыкант стал вхож в так называемый «Беляевский кружок». В то время это была группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880—1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М. П. Беляева (т. н. «беляевские пятницы»), на которых исполнялись квартеты, квинтеты, секстеты, романсы, фортепианные и другие произведения.

Портрет Митрофана Петровича Беляева работы Репина (1886 г.)

Возглавлял кружок Николай Римский-Корсаков; туда входили такие выдающиеся люди, как композиторы Фёдор Акименко, Николай Амани, К. А. Антипов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Иосиф Витоль, А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, В. О. Малишевский, Н. А. Соколов, Н. Н. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров.
В 1908 г. Александр Винклер получает звание профессора. В 1902—1910 гг. выступает как музыкальный критик, пишет статьи для петербургской немецкой газеты «St Petersburger Zeitung» («Санкт-Петерсбургер Цайтунг», «С. -Петербургская газета», 1727–1914 гг.).

Будучи преподавателем консерватории, Винклер стал учителем юного Сергея Прокофьева. Считается, что именно он рассмотрел в юноше талант будущего композитора и прекрасного пианиста. Он много занимался со способным мальчиком, причем в программу регулярных занятий входила не только игра на фортепьяно, но и теория музыки.

18 декабря 1908 года на вечере современной музыки в зале Реформаторского училища 17-летний Сергей Прокофьев впервые выступил как композитор. Ясное дело, что вскоре о нем появились заметки в газетах. Отзывы музыкальных критиков были весьма обидны и ядовиты.

Наш с вами земляк был одним из немногих, кто позитивно оценил выступление юного дарования.

Вот как в своей автобиографии вспоминает об этом сам Прокофьев:

В 1909 году признательный ученик посвятил своему учителю четыре этюда для фортепиано, включенные в дальнейшем Прокофьевым в «ор. 2».

Как автор, Александр Винклер примыкал к той группе композиторов, которые принимали техническую законченность необходимым условием художественного произведения. Принято считать, что творчество Винклера академично. Его камерно-инструментальные произведения отличались полифоническим мастерством и тщательной отделкой фактуры.

Также Александру Адольфовичу принадлежит авторство «Краткого руководства по элементарной теории музыки», переложения для фортепьяно в четыре руки балета «Раймонда», восьмой симфонии А. К. Глазунова, оркестровых сочинений М. И. Глинки и др.

В 1924 году Александр Адольфович с семьей эмигрировал во Францию, преподавал в консерватории в Безансоне. Скончался он там же 6 августа 1935 года.

В силу этого, в СССР и, в частности, в Харькове жизнь и творчество нашего с вами прекрасного земляка, композитора, пианиста, музыкального критика и педагога были не просто забыты, а вычеркнуты.

Во многочисленных изданиях советского периода, посвященных С. С. Прокофьеву или Н. А. Римскому-Корсакову, мы не только не найдем ни одной фотографии Александра Адольфовича, но можем встретить вот такие вот «лестные отзывы»:

Здесь не место останавливаться на особенностях беляевского кружка. Следует лишь отметить, что творческий состав его был крайне неоднороден: наряду с выдающимися композиторами старшего и второго поколения, художниками с яркими индивидуальностями, в него входила и молодежь, еще неоперившиеся композиторы, люди в общем малодаровитые, лишенные самостоятельности в своем сочинительстве (как, например, А. Винклер, Ф. Акименко, Н. Лавров, Н. Соколов, В. Калафати и др.)

Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1, 1959 г.

Но все же «посмотреть в глаза» Александру Винклеру мы с вами можем благодаря изданному Н. И. Афанасьевым в 1910 году второму тому альбома биографий «Современники», где не только размещены краткие сведения о жизни музыканта, но и его фото.

P. S. В автобиографии Сергей Прокофьев не раз будет вспоминать любимого учителя. Благодаря его воспоминаниям и личным характеристикам и оценкам, Александр Адольфович Винклер, австриец, композитор, пианист, рожденный и живший в Харькове, предстает перед нами живыми человеком.

Так что продолжение следует…