Теодор Драйзер в Харькове, часть 1

21.01.2018 /

В 1927 году Советский Союз пригласил американского писателя Теодора Драйзера на празднование 10-летия Октябрьской революции в Москву. Драйзер уговорил советские власти позволить ему проехаться с туром по стране. С ноября 1927 по январь 1928 писатель побывал в таких городах как Киев, Одесса, Ленинград, Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси… 16-17 декабря 1927-го он был в Харькове, где посетил драматический театр и оперу, которые его очень удивили качеством постановок.

Побывал Драйзер и на Электромеханическом заводе, где столкнулся, в том числе с классической советской «показухой»… В завершении он посетил выставку украинского искусства в только что построенном Госпроме. Материалы из его дневника, описывающие поездку, впервые были опубликованы в США лишь в 1996-м году.

Воспоминания иностранцев всегда ценны своей незамутненной точкой зрения, и вдвойне интересны, если их пишет классик натуралистического романа, который улавливает мелочи и детали в силу писательского таланта.

Приводим перевод отрывка из книги, которая покажет, как жил город во второй половине 1920-х и с чем довелось столкнуться писателю:

16 декабря 1927 г., Пятница.

Когда мы приехали в Харьков около полудня, была пасмурная и холодная погода. Я слышал предрассудки против Харькова из слухов, и они подтвердились, когда мы ехали по непривлекательным улицам в ветхом автомобиле. В гостинице «Красная» нам предоставили одну длинную узкую комнату, которая выглядела так, будто ее сделали из коридора. Тем не менее цены и обслуживание здесь были сравнимы с Большой Московской гостиницей, комната была за 8 рублей, в ней не было особых удобств…

Гостиница «Красная» и Николаевский собор, который снесут через пару лет

Улицы — очень живые, а на открытой площади перед отелем стоял длинный ряд извозчиков с веселого вида санями, яркими цветными коврами, красной и зеленой обивкой, на лошадях были маленькие звонкие колокольчики. По соседству мы нашли бюро путешественников и получили подробную информацию об остальной части поездки. Человек оттуда послал нас в Донуголь, чтобы узнать о путешествии на Донбасс. Мы бродили в этом огромном, внушительно выглядящем сером каменном здании некоторое время в поисках нужного отдела, пока не нашли кабинеты Американской комиссии.

Я сразу понял, что здесь есть американцы по их внешнему виду. 5 американских инженеров находились всего лишь несколько месяцев в России. У них было много дружеских предложений по поводу поездки на Донбасс, и один из них предложил воспользоваться своими связями в отеле, чтобы получить комнату получше. Мы нашли какао и булочки в столовой с пекарней, здесь было много деловых людей, чиновников промышленных трестов, частных торговцев и т. д. Значительная часть из них были евреями. Мы отобедали в ресторане отеля с музыкой, пытаясь поднять настроение, беседуя о красотах Флориды и Черного моря. В Харькове оказалось не намного теплее, чем в Москве… После обеда нам предоставили большую комнату наверху за 10 рублей, которую мы решили разделить… Очень культурный молодой человек пришел из Образовательного отдела и предложил практическую программу для знакомства с городом. Вечером он привел нас в ведущий драматический театр, который давал на украинском языке драматическую постановку «Риголетто». Это был крупный театр, похожий внешне на Большой театр в Москве, с тремя ярусами балконов… Но он был почти пуст из-за внезапной смены программы.

Позже несколько сотен солдат с местной военной базы пришли и заполнили места. Меня удивила превосходная постановка и игра. У украинского народа, кажется, замечательный художественный талант, который подавлялся царями, поскольку официальный язык был русским, а массы знали только украинский. Теперь местные языки разрешены официально и они процветают. После двух действий я с неохотой ушел в оперу. Здесь, как ни странно, ставили другую иностранную классику, «Кармен», также на украинском языке.

И здесь мне очень понравилась постановка, голоса были прекрасны, и «Кармен» была лучшей из тех, которые я посещал до этого. Я так устал, что хотел уйти после третьего акта, но директор умолял меня остаться, уверяя меня, что последний акт будет лучшим. Однако перерыв был таким долгим, более получаса, что я совершенно истомился, пока наконец поднялся занавес и третий акт начался. Потом мы ехали домой на извозчике, и мое мнение о Харькове неуклонно росло…»

На следующий день Драйзер побывал на Электромеханическом заводе и выставке украинского искусства в Госпроме, увидев который, а также планы застройки площади, назвал город будущим «Украинским Чикаго».