Немного легенд и преданий о слобожанских домовых

Среди многих дореволюционных исследователей нашего края одним из любимых для меня является этнограф Петр Васильевич Иванов. Тот самый, о котором великий Николай Федорович Сумцов в своей книге «Слобожане» писал:

Петро Вас. Іванов зробив надзвичайно багато для ознайомлення з Харьківщиною. Родився він в 1837 р. в Чугуєві і спершу почав був працювати яко природознавець, збіраючи та досліджуючи різних шкодливих комах, а потім зацікавився життям народу і почав збірати пісні та робити записи звичаїв за допомогою сільських вчителів і учительок. Величезні матеріяли, які зібрав Іванов, надруковано у «Сборн. Харьк. Истор. -Фил. Общества», у «Кіевск. Стар.», в «Этнографич. Обозреніи». Збирач сам упорядкував свої матеріали. Усі його збірники означені повністю і новиною змісту. В 1885 р. Іванов надрукував в «Кіевск. Стар.» статтю про знахурів і замови, а далі мало не щороку йдуть нові його збірнички, нові розвідки ― про вовкулаків, про погляди на душу, збірнички повір’ів, належачих до хати, до батьківських та материнських прокльонів, про скарби, дитячі іграшки, про українських відьом та упирів, оповідання про долю. Найбільш просторі й корисні з наукового погляду ― збірник Іванова про українські легенди, надрукований в «Этнографич. Обозр.» 1890 та 1891 рр. і збірник календарних повір’їв та казок селян куп’янського повіту, виданий Харьківським Істор. -Філологичним Товариством в 1907 р.
Працюючи весь свій вік на ниві українознавства, збіраючи, наче мед бджола, народні пісні, повір’я, звичаї і все таке, Петро Вас. Іванов зробив велику послугу українознавству і має право на пошану

И действительно, вклад Иванова в изучение легенд и мифов нашей родной Слободской Украины просто огромен, хотя в наше время, увы, незаслуженно забыт. Возьмем, к примеру, тех же домовых! Наверное, многим сразу приходит на ум веселый и непоседливый герой одноименного четырехсерийного мультфильма «Домовенок Кузя». Ну или же сказочный домовой Добби из серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

А вот о наших родных слобожанских домовых мы, увы, ничего не знаем. Хотя еще  в 1893 году на страницах «Сборника Харьковского историко-филологического общества» по ним было опубликовано подробное исследование Петра Васильевича Иванова. Итак, кто же такой этот самый домовой по верованиям наших далеких предков? Оказывается, взгляды по данному вопросу были совсем не однозначные. По мнению одних, домовой ― это некий дух предка-родоначальника, принимающего участие в жизни своих потомков. Другие же считали домового, наоборот, злым духом, измышляющим всевозможные козни «на людскую пагубу». Также Петр Иванов писал:

Если почти каждый наш город, каждая слобода, каждая приходская община, каждый монастырь имеет среди святых своего, большей частью местного патрона, то естественно и каждому дому иметь также своего, роль которого исстари возложена на домового

При этом зверские черты в поступках домового, по народным поверьям, как, например, умерщвление новорожденных детей, совершенно не вступали в противоречие с представлениями о нем как о покровителе рода и главе семьи. Ведь с давних времен именно старшему в семье принадлежало право решения о жизни и смерти явившегося на свет ребенка. Появление самих домовых в образе различных животных также имело простое объяснение. Все дело в том, что постройка каждой хаты в те далекие времена совершалась в прямом смысле «на чью-нибудь голову». По обычаю плотник перед началом постройки три утренних зари подряд выходил слушать голоса. Если слышал тогда голос человека, то считалось, что умрет хозяин хаты, «если раздастся мычание скота или пение петуха, то хата закладывалась на их голову». Считалось, что после постройки хаты дух умершего человека или животного поселялся затем в доме, становясь хозяином-домовым. Кроме украинцев, на территории Купянского уезда жили и русские крестьяне. В некоторых моментах легенды о домовом у этих двух народов кардинально отличались. Например, украинцы не верили в то, что домовой может, наваливаясь на женщин по ночам, вступать с ними в половую связь. А вот среди русских крестьян подобные легенды были далеко не редкостью. Могли стать домовыми по поверьям наших предков также и некоторые умершие грешники. На эту тему в слободе Кабанья Купянского уезда рассказывали следующую легенду:

Однажды умер большой грешник. Спустя некоторое время после того, как его похоронили, домовой того дома, где жил умерший, взял с собою особого «домового» напитка и пошел на кладбище. Где, отыскав могилу его, прокопал в ней дыру, а затем влил в нее принесенный напиток. Как только этот напиток смочил труп, мертвец тотчас ожил и стал домовым.

Увидеть домового можно было при определенных обстоятельствах под Рождество, Крещение, на Новый Год, в чистый четверг или Пасху. Цели при этом преследовались весьма прозаичные. Ведь считалось, что, если увиденный домовой будет в шерсти, то хозяин станет богатым, а вот голый домовой предвещал нищету. Описания внешнего облика домового в преданиях Слободской Украины достаточно разные. В одних он предстает людям в виде огромного роста мужчины, одетого в черные плисовые штаны, такой же черный сюртук и красную сорочку. В других ― это человек в красной шапочке, иногда восседающий на большом змее. Ну а в третьих ― домовой серый, волосатый, с длинными торчащими ушами, как большая кошка или большой клубок шерсти.

Обычай ставить домашнему духу различные угощения в виде еды также существовал. Однако Иванов, говоря об этом, указывает, что к 1892 году среди крестьян такие случаи единичны и практикуются, как правило, 1-2 раза в год на большие праздники.

Помимо человеческого образа домовой мог являться людям в виде собаки, медведя, барана, теленка, крысы и кошки. На эти темы среди жителей Слободской Украины существовало масса различных легенд и преданий. К примеру, вот вам легенда о домовом-кошке, бытовавшая среди жителей города Купянск. Итак, перебрался старик со старухой в новую хату. Настала ночь. Улеглись они спать, погасили лампу и стали разговаривать о том, что, поскольку это первая ночь в хате, к ним должен явиться домовой. Дальше пожилая супружеская пара перешла к весьма дискуссионному и актуальному вопросу, кого же из них двоих он станет ночью душить. Не успела любящая жена сказать своему мужу: «Пусть тебя он душит, я боюсь!» как почувствовала у себя на груди кошку. В страхе старуха схватила ее и швырнула на пол. Затем супруги встали и зажгли в хате лампу, но в помещении никого не было. Вот и подумали они, что это был домовой и даже  очень обрадовались этому. Так как, несмотря на испуг, пожилая женщина успела заметить, что кошка эта была покрыта густой и мягкой шерстью, что по тогдашним поверьям предвещало счастливую жизнь. (Могу сказать, хорошо, что не было тогда еще котов породы «сфинкс»).

Ну и, конечно же, существовало немало примет, связанных с домовыми. Причем были среди них такие, что совершенно не поддаются моему понимаю.

— Если один домовой, сидя на чердаке, загадывает другому домовому загадку ― к пожару дома. А если сказку, то к пожару всего села.
— Если домовые дерутся и один из них в шерсти, а другой голый, у хозяина будет много разного скота и новый дом. Если же оба в шерсти, то хозяин будет иметь много денег.

Я конечно, извиняюсь, но как это все можно увидеть и узнать?! Они ж невидимые вроде. Ну, и естественно, если домовые плохо вели себя в конюшне, существовали различные способы от них избавиться. Наиболее действенным считалось завести туда козла и повесить убитую сороку. Считалось, что на козле домовой будет ездить, а висящая дохлая сорока просто предохраняет конюшню от его вторжения.

И все описанное выше ― лишь малая часть из множества преданий о домовых, собранных и опубликованных исследователями нашего края (в том числе и Ивановым) в начале ХХ века. Не говоря уже о том, что о леших, водяных, русалках подобных легенд и примет сохранилось до наших дней с тех времен также немало. Заслуживает ли такая слобожанская мифология, пускай иногда и не совсем понятная, того, чтобы ее собрали воедино? Вполне допускаю, что да. Однако куда больше, думаю, предания и поверья Слободской Украины заслуживают того, чтобы их читали и знали не хуже, чем чужие. Ведь и на наших родных землях немало сказочного и таинственного.

РубрикиКниги и пресса Слобожанщина Традиции Ученые