Харьковская гавань

08.12.2015 /

Многие харьковчане помнят теплоход “Ласточка”. Этот небольшой прогулочный корабль курсировал со второй половины 1990х по первую половину 2000-х по ограниченному маршруту в центре города, зажатому греблей и мостами. Однако, судоходство на Слобожанщине родилось намного раньше. Ещё в XVII веке Северский Донец с его притоками был судоходен аж до Белгорода и активно использовался для перевозки грузов и людей.

12347861_1641622559388415_4184863108693310934_n

К середине XVIII века Северский Донец обмелел – этому значительно “поспособствовала” деятельность человека – запруды и водяные мельницы сделали реку непроходимой для судов.

12294763_1641622576055080_6285075536340118268_n

Бурное развитие промышленности, добычи угля и соли на Донбассе во второй половине XIX века поставило вопрос восстановления судоходства на Северском Донце. Перевозка грузов по рекам была бы в три раза дешевле, чем по железной дороге. В 1903-1904 гг. ученый-гидротехник Нестор Пузырёвский провел детальное исследование Северского Донца и предложил подробный план создания шлюзовых систем и углубления русла реки для возобновления судоходства.

11218753_1641622522721752_2374190159242125629_n

По расчётам необходимо было построить 33 шлюза и две гавани – в Харькове и Белгороде. Проектом предусматривалось уширение русла реки около этих городов. В Харькове гавань должна была стать перегрузочным пунктом, соединенным железнодорожной веткой со станцией Харьков-Балашовский (сейчас ст. Харьков-Слободской). Харьковская гавань, по словам Пузыревского, должна была получить большое значение для товарооборота Харькова с речными пристанями Северского Донца и Дона.

К слову, сохранились цветные фотографии Нестора Пузырёвского, которые сделал один из пионеров дореволюционного цветного фото — Сергей Прокудин-Горский. По проекту по Северскому Донцу должны были плавать баржи на буксирах, при этом длина барж могла бы составлять 90 метров, ширина — 13-14 м при осадке 1.7 м

12309653_1641622512721753_8872162742394966272_o

Удивительнее всего в этом проекте было то, что он не был забыт, а начал осуществляться. На строительство первой очереди шлюзовой системы были выделены значительные средства и уже в 1911-1914 г. было построено 6 шлюзов от устья Северского Донца до станицы Гундоровской (ныне это г. Донецк Ростовской обл.). На втором этапе строительства предполагалось сделать Северский Донец судоходным до Лисичанска, на третьем — до Изюма.

11224066_1641622616055076_2605398312526224004_n
Строительство канала, 1911-1912 гг.

Увы, Первая мировая война и разруха революции сорвали эти планы. В советское время о проекте забыли и лишь поддерживали первую очередь шлюзов в рабочем состоянии. Ныне она очень ветхая и используется далеко не в тех объемах, что раньше.

Будет ли Харьковщина вновь судоходной в будущем? Хотя вероятность этого и очень мала, но кто знает… История часто показывает, как проекты каналов, мостов и туннелей гуляют по министерствам столетиями, и в итоге всё-таки осуществляются.