История одного фотожурнала

24.02.2017 /

В наше время в фотоизданиях и энциклопедиях нет недостатка. Их количество настолько велико, что профессиональные фотографы или любители не просто могут утолить свою жажду, но даже получить легкую передозировку.

В начале ХХ века различных фотожурналов на территории Российской Империи существовало также немало.

Издания эти можно условно подразделить на три группы;

1) органы торговых фирм,
2) журналы, представляющие редактора-издателя,
3) органы фотографических обществ.

Подобного рода изданий было столько, что их обзор мог бы занять далеко не одну статью. Изображения на их страницах нашего любимого города ― вообще отдельная тема.

Но сегодня хотелось бы вам немного рассказать лишь об одном подобном журнале. Издавался он в Харькове в 1910 году и назывался незамысловато: «Фотограф». Основателем и издателем его был Анатолий Феликсович Вернер.

История и достижения этого более чем выдающегося в масштабах города человека подробно описаны в книге «Фотографы Харьковской губернии 1851—1917 гг.», выпущенной в 2008 году издательством «Сага». По словам одного из редакторов вышеупомянутой книги, Андрея Парамонова, именно Анатолий Вернер благодаря своей активной деятельности принадлежит к тому небольшому числу фотографов Харькова, о жизни которых известно много.

Вернер Анатолий Феликсович
(? – 14.11.1910)
Профессиональный фотограф, член Императорского Харьковского русского технического общества, издатель журнала «Фотограф», владелец магазинов и складов по продаже фотографической техники.

Анатолий Феликсович Вернер — потомственный дворянин, в Харьков прибыл в начале XX в., открыв склад-магазин на ул. Московской, 4 по продаже фотографических принадлежностей, волшебных фонарей, граммофонов, фонол, телефонов, звонков, стереоскопов и т. д.

Впоследствии открыл еще один магазин в Университетском саду. В Харькове А. Вернер развернул бурную деятельность по развитию фотографии. При его деятельном участии Харьковское отделение Императорского русского технического общества получало последние технические новинки, расходные материалы, пособия и практические руководства из-за границы. В результате его деятельность была оценена по достоинству. Его приняли в действительные члены технического общества, он стал поставщиком его, а в 1904 г. награжден дипломом общества за содействие успеху развития фотографии на Юге России. Помимо этого, он поставлял технические новинки в Императорский Харьковский университет, Технологический и Ветеринарный институты. В это же время открывается и фотографическое заведение А. Вернера, которое специализировалось на изготовлении альбомов промышленных заведений и дворянских усадеб Харьковской губернии. А. Вернер первым в Харькове стал делать фотографии для стереоскопов, а также цветные фотографии по автохромному способу, за которые получил большую золотую медаль Императорского технического общества. Он был деятельным организатором и участником фотографических выставок в Харькове и Екатеринославе (нынешний Днепр – прим. ред.), представлял собственные художественные снимки, старался доставлять на выставки последние новинки фотографической техники. В конце сентября 1910 г. на фотовыставке в Екатеринославе АВернер за прекрасную постановку дела фотографии, оборудование школ волшебными фонарями, издание специального фото-журнала был награжден малой серебряной медалью. К сожалению, судьба этого человека закончилась трагически. 14 ноября 1910 г. он покончил жизнь самоубийством, был похоронен в Харькове на Иоанно-Усекновенском кладбище. Фирма «А. Вернера» существовала и после его смерти до 1917 г., владела ей О. В. Вишнякова. В частности, фирме была выражена признательность за неизменно внимательное отношение к фотографическому отделу Императорского русского технического общества в Харькове после ее участия в организации и предоставлении последних новинок фотографической техники на 2-ю харьковскую фотографическую выставку в Харькове.

Сегодня фотографии А. Вернера — большая редкость: пуск первого электрического трамвая в Харькове, крестный ход с Озерянской иконой Божьей Матери, пасека профессора богословия протоиерея Т. И. Буткевича дают представление о его таланте фотографа.

Но вернемся все же к журналу «Фотограф».

28 мая 1910 года Анатолий Вернер подает прошение Харьковскому губернатору Митрофану Кирилловичу Катериничу на разрешение издания журнала.

Также в документах указывалось, что издание будет состоять из 2 отделов:

1 отдел. Научно – технический.
а) Статьи по всем отраслям фотографии, фототипии, цинкографии и прочее.
б) Статьи по научным вопросам, соприкасающимся с фотографией.
в) Новейшие открытия и изобретения.
г) Распоряжения и узаконения по фотографической промышленности.

2 отдел.
а) Новости фотографической промышленности: аппараты, бумаги и препараты.
б) Описание фабрик и заводов, изготавливающих фотографические принадлежности.
в) Объявления.
г) Почтовый ящик.

Разрешение было получено, и уже 31 мая Вернер выражал свою признательность губернатору на вот таком своем поистине шикарнейшем фирменном бланке:

Уже в июле 1910 года первый номер «Фотографа», в подготовке которого Вернеру помогал
его сотрудник Конрад Бергман, был напечатан в харьковской типографии Дрейшпуля.

В нем редакция обращалась к своей аудитории со следующими словами:

К читателям.

Выпуская в свет первый номер журнала «Фотограф», считаем удобным дать несколько предпосылок, объясняющих программу и цель, к которой мы стремились, приступая к настоящему изданию.

Фотография, так распространенная на юге России, не имеет в местной печати ни одного представителя. В настоящее время, когда чтение периодических изданий стало насущной потребностью каждого культурного человека, когда каждая отрасль промышленности, искусства и даже спорта имеет свои специальные органы печати ― недостаток фотографического журнала становится очень чувствительным массе профессионалов и любителей фотографии. Мы, надеясь хоть отчасти заполнить этот важный пробел в литературе фотографии, приступаем к изданию журнала «Фотограф». В журнале «Фотограф» примет участие: Фотографическое отделение Харьковского Отдела Императорского Русского Технического Общества, которому принадлежит первая научно-техническая часть нашего журнала; во второй будут помещаться лучшие оригинальные и переводные статьи современных корифеев фотографии, могущие осветить ту высокую ступень прогресса, какого она достигла. Заручившись благосклонным содействием выдающихся русских и иностранных специалистов, а также имея сотрудниками много опытных фотографов, мы имеем возможность дать нашим читателям массу полезных советов, рецептов и сведений технохимического характера. Как профессионалы, так и любители найдут на страницах нашего журнала много интересного и поучительного, могущего принести им пользу и заменить опыт в деле фотографии. Богатое содержание, научная ценность и художественная отделка, наряду с крайне низкой стоимостью, дают нам право надеяться, что читатели благосклонно примут наш журнал и что он получит широкое и быстрое распространение не только в своем районе, но и за пределами его

Затем вышел второй номер «Фотографа»:

Тогда никто еще и думать не мог, что он будет последним. Ведь после гибели Вернера журнал полностью прекратил свое существование и больше не издавался.

Но, как водится, среди всего этого великолепия актуальных, нужных, полезных и очень интересных статей было немало рекламы. Точнее, ее было ну очень уж много. Всевозможные книги о фотографии, бумага, фото- и кинотехника настойчиво манили к себе покупателя. Приобрести все это счастье можно было, ясное дело, конечно же, в… магазине Анатолия Вернера.

Время идет, многое меняется. Однако маркетинговые ходы талантливых предпринимателей все так же неизменны. Продолжение следует…