Харьков конца XIX века в воспоминаниях А.Безгина. Часть 1.
В конце XIX века в ежедневной газете «Крымский вестник» частенько можно было встретить путевые заметки А.Безгина. Статьи представляли из себя записи всего того, что автор видел своими глазами во время путешествий.
Сии тексты имели настолько большой успех у публики, что в 1909 году они были собраны воедино и изданы в Севастополе типографией «Крымского вестника» отдельной книгой — Безгин А. «Из Замоскворечья в Крым. Воспоминания».
В этих записях Безгин весьма ехидно и язвительно пишет о городах, через которые пролегали его поездки и делится с читателями своими наблюдениями. Наш с вами любимый город он также не обошел своим вниманием.
О легендарных Харьковских «ванько» сохранилось немало воспоминаний, однако тексты остроумного сотрудника «Крымского вестника» существенно увеличивают наши знания о них.
«В Харькове «цивилизация» выражается яснее: здесь главный жирный монгол умеет изъясняться и по-французски, и по-немецки, с примесью английских фраз.
— Да где вы этому научились?
— Наслышался от проезжающих иностранцев.»
Сорок пять лет назад, когда Россия едва выходила из кочевого состояния, во временна многомиллионных степных отар «шленок», «шпанок» и простых овец: и когда Харьков не был окружен поясом дымогарных труб, он казался куда интереснее, проще и чище нынешнего.
Тогда не существовало двупарных кляч ни на извозчиках, ни на трамваях, а были лишь одни «ваньки». Ванько- производное от Иван, имеет свой глагол. На вопрос, обращенный к нанимающейся кухарке -чем занимается ваш муж? отвечает «ванькует». Рекомендую всем приезжающим впервые в Харьков никогда не звать одноконку «извозчиком» — это оскорбление, за которое ванько может потянуть в суд — «здесь нет извозчиков, здесь только ваньки». В последнее время извозчики (пароконные) отдали ванькам (одноконным) своих лошадей, а ваньки им великодушно своих кляч. Так что теперь ваньки ездят быстрее, по таксе вдвое дешевле, да и покойнее извозчиков, в виду того, что ширина хода колес соответствует колее трамвая, по которой ими принято ездить вдоль и поперек Харькова, по главным его артериям — Екатеринославской, Сумской, Московской и Старо-Московской улицам, пересекая воображаемые речки: Лопань, Харьков, Нетечь и Немышлю, теряющих свои названия и последнюю влагу в песках экспроприаторской окраины Харькова — Москалевке. «
Но на этом записи Безгина о Харькове не заканчиваются. Было в нашем с вами любимом городе и губернии еще кое-что, поразившее его.
Поэтому впереди нас с вами ждут еще не менее занимательные записи о Харькове, Чугуеве, Борках и Лозовой.
Так что все самое интересное только начинается.
Еще о «ваньках» можно прочитать вот тут
http://moniacs.kh.ua/istoriya/blog-pos-3/
Специально для фундации «Харьков Манящий» — Антон Бондарев.
Не придумываете Харькову легенд. Вы и так живете в живой легенде.