Юрий Пикуль, «Лондон и Харьков: легенды подземелий. Попытка сравнительного анализа»

17.03.2016 /

Сегодня предлагаю вам ознакомится с очень актуальной статьей Юрия Пикуля «Лондон и Харьков: легенды подземелий. Попытка сравнительного анализа».

1937205_1669574139926590_8124667014747549652_n

Тайны подземелий… Не секрет, что данная тема довольно часто поднимается в средствах массовой информации. При этом зачастую, в угоду сенсации, реальность заменяется фантазиями и досужими домыслами. Так обстоят дела не только у нас, подобной вуалью таинственности покрыты и лондонские подземелья. В частности, лондонское метро также полно загадок.

В связи с этим автор попытался сравнить подземные легенды двух городов с целью найти общее и отличия среди них. Почему лондонское метро и харьковские подземелья? Критерий следующий. Если харьковские легенды можно отнести к доиндустриальной эпохе, то лондонские – это уже продукт индустриального города, мировой промышленной столицы XIX в. То есть мы можем проследить, как со сменой эпох менялся сам тип легенд, персонажей и их поведения. Прежде всего, о происхождении. Установить точное начало подземного Харькова не представляется возможным. И хотя ряд исследователей относят создание первых харьковских подземелий к дохристианским временам, более-менее достоверно можно говорить о начале их строительства с основания харьковской крепости, то есть начиная с середины XVII в.

Что касается лондонского метро, то тут мы имеем точную дату его запуска – 1863 г.

Начнём с самого характерного атрибута подземелий всего мира – а именно кладов. Просто зарытых, награбленных и зарытых, закопанных с наложенным проклятием и т.п. Так вот, в лондонском метро их нет, тема кладов уходит в прошлое, уступая в надёжности сбережения банкам лондонского Сити. Что касается харьковских кладов, то тема их наличия в подземельях активно муссировалась, а все внезапно возникшие состояния, особенно во время экономического бума конца XIX – начала XX веков, неизменно связывались с покровительством нечистой силы, указывавшей путь к кладам, сокрытым в подземельях.

8250_1669574146593256_8114105977840409108_n

Второй непременный атрибут подземелий – привидения. Что касается харьковских, то о них почти не упоминается. Есть только легенда о каменном столе, вокруг которого стояли двенадцать каменных стульев, а на столе лежала раскрытая книга с предсказаниями человеческих судеб.

В лондонских легендах привидений довольно много, причём средневекового происхождения – приблизительно несколько тысяч. Сейчас метрополитен столицы Британии насчитывает двести семьдесят станций, но около сорока из них полностью заброшены. Привидения – это души умерших и лишенных своих могил людей. Откуда они там взялись? Очень просто. Первое метро строилось открытым способом: выкапывался глубокий и широкий ров в нужном направлении. Обычно копали прямо по проезжей части, но если на пути попадались дома, их приходилось сносить. Стены рва укреплялись, сверху возводились арки, делался настил, потом все это засыпалось землей, закладывалось брусчаткой, и улица приобретала первоначальный вид. Правда, под нею уже проходил неглубокий (до пяти метров), но длинный и довольно широкий тоннель, вполне достаточный для прохождения поезда.

Так вот, существует легенда, что в процессе прокладки первого метро строители несколько раз натыкались на братские могилы – сотни человеческих тел были явно когда-то свалены как попало в огромные ямы и засыпаны известью. Разумеется, рабочие от таких находок были не в восторге, особенно после того, как власти, помявшись, официально сообщили, что захороненные – жертвы средневековых эпидемий чумы. Никто не хотел возиться с перезахоронением «чумных» останков, а потому хозяевам строительства пришлось заплатить большие деньги только за то, чтобы кости были просто убраны с дороги.

Попробуем подсчитать: «черная смерть» в 1348-1349 годах уничтожила две трети населения Лондона и прилегающих деревень, что, по самым скромным подсчетам, составило около 60 тысяч человек. В 1666 году чума прибрала к рукам еще 70 тысяч несчастных. Теперь, если предположить, что строители наткнулись лишь на малую часть, допустим, один процент могильников, то в любом случае мы имеем в активе более тысячи призраков, недовольных лишением пусть общих, но все-таки могил. Теперь эти самые призраки получили полное право обитать в подземельях метрополитена, раз уж места их последнего упокоения разрушены.

11990641_1669574143259923_2487475347871018776_n

Третий вид легенд связан с реальными жителями подземелий.

Кто только не укрывался в харьковских катакомбах. Это и разбойник Харько со своей шайкой, который скрываться там от полиции и прятал похищенное добро, и революционер товарищ Артём, который скрывался от жандармов в подземельях под Сабуровой дачей. Также и бойцы Красной армии, не успевшие отойти вместе со своими частями, ушли от немцев через подземелья.

Что касается Лондона, то там есть своя изюминка – на закрытой с 1933 года станции «Британский музей» нахально разгуливает самый настоящий древний египтянин. То есть, разумеется, его призрак. Каким ветром гостя из страны великих пирамид занесло в Туманный Альбион, да еще и в подземку – никто не знает. Но в египтянина лондонцы свято верят.

Еще до войны одна лондонская газета предлагала награду тому, кто не испугается призрака и осмелится переночевать на станции, но смельчаков не нашлось. Скорее всего происхождение легенды связано с хитом того времени – фильмом «Мумия» (1932 г.) со знаменитым Борисом Карлоффом в главной роли. Есть и призраки грабителей, которые нападают на запоздавших путников, причём верные традициям, банковские карточки не принимают, берут только наличные.

А вот чего точно нет в харьковских подземельях, так это мистических поездов. Многие из тех, кто регулярно проезжает станцию «Южный Кенсингтон», рассказывают, что в тоннеле иногда попадается тот самый поезд, который загадочным образом исчез в 1982 году. Поезд был без пассажиров и шел в депо. Но, проскочив «Южный Кенсингтон», он словно растворился. Не появился он и в депо, и на других станциях. Поезд и его машиниста больше никто никогда не видел.

Таким образом, после небольшого обзора можно сделать следующие выводы. Легенды не берутся ниоткуда и их развитие подчинено законам развития общества. Во всех легендах есть общая основа – подземелья – место для таинственного, а вот сам характер таинственного может быть разным. Это и общие для всех привидения и разбойники, прячущиеся во тьме.

Но вот Лондон переходит в индустриальную эпоху – и кладам становится в подземке не место.

Начинается эпоха кино – и в СССР товарищ Артём и красноармейцы ведут героическую борьбу с белыми, а в Лондоне – «Мумия» спускается в подземелье.

Харьковское метро ещё слишком молодо, но возможно, со временем, оно тоже получит свой «мистический поезд». Тем более что для этого есть все основания.

Существует легенда о втором метро Харькова – секретной ветке с Салтовки, проходившей под «Киевской» и ведущей на Пятихатки, а оттуда на Шатиловку.

Шахты расположены на 15–20-метровой глубине, а ширина тоннелей доходит до двух-трех метров. Очевидцы видели узкоколейку, разветвленную сеть, вагонетки. Правда, строительство было заброшено в конце 80-х, но вполне возможно, что поезда ещё придут в движение.

Так что, как видим, легенды во многом идентичны. В чём причина – в человеческих страстях, сходном европейском менталитете, развитии техники или в чём-то ещё – это предмет кропотливой работы специалистов. Автор же считает, что, так как прогресс идёт вперёд, то вскоре нас ждут очередные легенды подземелий. На этот раз – постиндустриальной, компьютерной эры.