У всякого пейзажиста, безусловно, есть самое любимое время года.
Это время, когда дышится легко и живописные образы, подобно поэзии, слагаются быстро слаженно и в рифму.
И тогда начинает казаться, что кистью руководит не длань гения, а что-то потустороннее, некая волшебная сила, благодаря которой оживают образы природы, она делает их реальными и живыми.
А кого из живописцев прошлого мы можем назвать художником зимы или осени?
Наш с вами сегодняшний герой добился настолько поразительных результатов в технике письма, что его пейзажи стали натуральны до обмана глаз.
Говорили что «самый подлинный и необычайно осязаемый снег» получился только у него.
Ведь разве можно живописными средствами так создать корку затвердевшего, еще нерастаявшего снега, его чуть подтаивающую слоистость, чтобы иллюзия нарисованного пейзажа превратилась в реальность?
Оказывается можно, и в этом наш с вами земляк не знал себе равных.
Ведь далекого 13 августа 1867 года в городе Волчанске Харьковской губернии родился на свет Божий Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло).
В 1892―1899 он получает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества будучи учеником самого И. И. Левитана.
Так же его учителями были Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский и Василий Поленов.
Известность молодому художнику приносят его пейзажи уже в конце XIX века.
Картина, написанная Гермашевым в 1897 году («Снег выпал»), на выставке в Москве привлекла внимание ценителей отечественного пейзажа.
Она не просто получила первую премию Московского общества любителей художеств, но и сам великий собиратель живописи Павел Михайлович Третьяков обратил на нее внимание.
Он упросил живописца продать этот холст, и после приобретения выставил картину в своей галерее.
Этот успех вдохновил живописца на создание других замечательных полотен. Одно за другим появились: «Незамерзшая река» (1898), «Вечер» (1901), «В марте» (1905), «Теплый день» (1908), «В глуши» (1911), «К весне» (1912) — это лишь краткий их перечень.
Михаил Гермашев был непременным участником выставок Московского товарищества художников, он вращался в самых избранных творческих кругах Москвы и Санкт-Петербурга.
Престижный петербургский журнал «Искусство и художественная промышленность» в 1902 году поместил благожелательный отклик на произведения Гермашева, показанные в Москве на Седьмой выставке акварелей, пастелей и рисунков (ноябрь 1901).
В том отклике читаем:
Очень хорош «Дождливый день» Гермашева.
На картине уголок города, дождь прошел, но чувствуется еще сырость воздуха, по небу плывут подозрительные облака, и можно ожидать, что дождь пойдет опять и опять.
Пейзаж выдается изящной, выработанной техникой, что вообще свойственно господину Гермашеву, как художнику с определенным, сложившимся обликом.
В 1920х годах Михаил Маркианович навсегда покидает Россию и поселяется в Париже.
Но успех Гермашева в Париже был скорее мифом, чем реальностью. По договору с французским коммерсантом Леоном Жераром художник был обязан поставлять в его картинную лавку каждый месяц по две картины, причем на заданную тему.
На продаже картин богател его заказчик, продавая их за три-четыре цены, тогда как художник все больше и больше превращался в ремесленника, работающего не для души, а ради заработка.
Скудной платы Михаилу Маркиановичу едва хватало, чтобы приобрести так необходимые ему холст и краски.
Зато его картины уплывали в Англию, Аргентину и Австралию. «Барщина» продолжалась.
Только раз, в 1927 году, Гермашев выставил свои лучшие холсты в салоне Национального общества изящных искусств.
Старость, бедность и безвестность на чужбине до конца сопровождали даровитого харьковского живописца.
Михаил Маркианович Гермашев умер во Франции в 1930 году.
Его очень простая и безыскусная живопись, наполненная оттенками легкой грусти и щемящей тоски, как бы сама создана для души, для одинокого наслаждения, но не для шумной и непонимающей толпы.
P.S. Так же помимо чарующих пейзажей осени и зимы Михаил Маркианович является автором серии великолепных художественных открыток. И ежели нашей давней мечте о создании в Харькове музея открытки суждено сбыться, надеемся что они займут там должное место среди экспонатов.