Величайший художник зимы

01.11.2015 /
12186834_1634564640094207_6413112484010193115_o

У всякого пейзажиста, безусловно, есть самое любимое время года. Это время, когда дышится легко и живописные образы, подобно поэзии, слагаются быстро слаженно и в рифму. И тогда начинает казаться, что кистью руководит не длань гения а что-то потустороннее, некая волшебная сила, благодаря которой оживают образы природы, она делает их реальными и живыми. А кого из живописцев прошлого мы можем назвать художником зимы или осени?

12186374_1634564480094223_8634369798099474705_o

Наш с вами сегодняшний герой добился настолько поразительных результатов в технике письма, что его пейзажи стали натуральны до обмана глаз.
Говорили что «самый подлинный и необычайно осязаемый снег» получился только у него. Ведь разве можно живописными средствами так создать корку затвердевшего, еще нерастаявшего снега, его чуть подтаивающую слоистость, чтобы иллюзия нарисованного пейзажа превратилась в реальность? Оказывается можно, и в этом наш с вами земляк не знал себе равных.

12184105_1634564670094204_5830918360357935202_o

Ведь далекого 13 августа 1867 года в городе Волчанске Харьковской губернии родился на свет Божий Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло).
В 1892―1899 он получает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества будучи учеником самого И. И. Левитана. Так же его учителями были Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский и Василий Поленов.

1898080_1634564370094234_7443993484687241334_n

Известность молодому художнику приносят его пейзажи уже в конце XIX века.
Картина, написаная Гермашевым в 1897 году («Снег выпал»), на выставке в Москве привлекла внимание ценителей отечественного пейзажа. Она не просто получила первую премию Московского общества любителей художеств, но и сам великий собиратель живописи Павел Михайлович Третьяков обратил на нее внимание. Он упросил живописца продать этот холст, и после приобретения выставил картину в своей галерее. Этот успех вдохновил живописца на создание других замечательных полотен. Одно за другим появились: «Незамерзшая река» (1898), «Вечер» (1901), «В марте» (1905), «Теплый день» (1908), «В глуши» (1911), «К весне» (1912) — это лишь краткий их перечень. Михаил Гермашев был непременным участником выставок Московского товарищества художников, он вращался в самых избранных творческих кругах Москвы и Санкт-Петербурга. Престижный петербургский журнал «Искусство и художественная промышленность» в 1902 году поместил благожелательный отклик на произведения Гермашева, показанные в Москве на Седьмой выставке акварелей, пастелей и рисунков (ноябрь 1901). В том отклике читаем: «Очень хорош «Дождливый день» Гермашева. На картине уголок города, дождь прошел, но чувствуется еще сырость воздуха, по небу плывут подозрительные облака, и можно ожидать, что дождь пойдет опять и опять. Пейзаж выдается изящной, выработанной техникой, что вообще свойственно господину Гермашеву, как художнику с определенным, сложившимся обликом». В 1920х годах Михаил Маркианович навсегда покидает Россию и поселяется в Париже.

12045595_1634564413427563_4984443409910743316_o

Но успех Гермашева в Париже был скорее мифом, чем реальностью. По договору с французским коммерсантом Леоном Жераром художник был обязан поставлять в его картинную лавку каждый месяц по две картины, причем на заданную тему. На продаже картин богател его заказчик, продавая их за три-четыре цены, тогда как художник все больше и больше превращался в ремесленника, работающего не для души, а ради заработка. Скудной платы Михаилу Маркиановичу едва хватало, чтобы приобрести так необходимые ему холст и краски. Зато его картины уплывали в Англию, Аргентину и Австралию. «Барщина» продолжалась. Только раз, в 1927 году, Гермашев выставил свои лучшие холсты в салоне Национального общества изящных искусств.

12193839_1634564356760902_3203107197194198820_n

Старость, бедность и безвестность на чужбине до конца сопровождали даровитого Харьковского живописца. Михаил Маркианович Гермашев умер во Франции в 1930 году. Его очень простая и безыскусная живопись, наполненная оттенками легкой грусти и щемящей тоски, как бы сама создана для души, для одинокого наслаждения, но не для шумной и непонимающей толпы.

12188205_1634564373427567_6949979624692410137_o
12111958_1634564353427569_2806268604123771896_n
12096200_1634564430094228_3575099575364790642_n
11205053_1634564396760898_8019274954960944687_n
12185133_1634564363427568_4314592368151867274_o
12186374_1634564473427557_8601872962723919150_o
12188119_1634564490094222_2520771007472239453_o
12185264_1634564503427554_8327395602799756758_o
12184126_1634564510094220_593823994844658185_o
12195927_1634564496760888_4128023715241504842_n
12063458_1634564573427547_7657477009080845163_n
12194673_1634564626760875_187470906535408157_o
12182623_1634564703427534_4993197831905261588_o
12189070_1634564600094211_5674101593537753207_n
12187694_1634564686760869_3830638451168359926_n
905974_1634564720094199_2654599155207330487_o
11223961_1634564463427558_1182894372567634101_o
905919_1634564523427552_2669283300471785888_o
12195956_1634564596760878_6214807651602996924_n
12194549_1634564656760872_7058417675219151570_o
12188214_1634564660094205_8794648126079457386_o
12185463_1634564710094200_5249807889840543683_o

P.S. Так же помимо чарующих пейзажей осени и зимы Михаил Маркианович является автором серии великолепных художественных открыток. И ежели нашей давней мечте о создании в Харькове музея открытки суждено сбыться, надеемся что они займут там должное место среди экспонатов.