В котах он дошел до возможного совершенства

О жизни этого талантливого художника нам известно крайне мало. Например, во втором томе Булгакова «Наши художники» за 1890 год встречаем весьма скупой текст, где даже год рождения не указан:
«Яблочкин Валериан Александрович — художник-любитель, специально пишущий сцены с кошками, экспонировал на академических выставках… «(далее перечисление работ)

Однако в 4 томе «Харьковского сборника» за 1890 год, можно найти удивительную статью Михаила Георгиевича Халанского, посвященную, пожалуй, единственному на всю Российскую Империю кошачьему художнику и упоминание о его жизни в Харькове.
В силу немалого объема материала, статья приводиться с небольшими сокращениями. Хотя сам текст читается крайне легко.

941338_1675260809357923_5143274516565816736_n

«Несколько слов о художнике Яблочкове»
Кто посещал выставки картин наших художников, тот не мог не заметить бросающегося в глаза однообразия в направлении их деятельности и в выборе самих сюжетов творчества. В картинах большей частью преобладает жанр и пейзаж. Полная глубокого интереса жизнь целого особого мира — мира птиц и зверей, почти игнорируется нашими художниками. У наших художников пейзаж редко оживляется присутствием животных. Человек редко изображается рядом и в соотношении с животными, хотя жизнь дает массу сюжетов в этом роде весьма благодарных для художника. Кроме Сверчкова, изображающего мастерски лошадей, трудно назвать художников, которых картины из области животного царства заслуживали бы внимания. Увлечение ли традицией или тенденцией, а быть может односторонность общего образования мешают нашим художникам заняться воспроизведением и истолкованием своеобразной жизни животных. Указанно было, что и в воспроизведении излюбленного нашими художниками отдела они обнаруживают недостаточное знакомство с природой…

402_1675260799357924_608768358432223064_n
…Тем приятнее встретить исключение и отступление от общего стремления. Таким исключением был художник Яблочков, которого я встречал в Харькове в 1877-1883 гг. и которого, вероятно многие из харьковцев знают лучше меня. Помнящие Яблчочкова, наверное, узнают его портрет в следующем, несколько правда идеализированном, образе художника Гельфрейха, в рассказе покойного В. Гаршина «Надежда Николаевна».

12920419_1675260852691252_487892696450270069_n
«Представьте себе тощие, кривые ножки, огромное туловище, задавленное двумя горбами, длинные худые руки, высоко вздернутые плечи, как будто выражающие вечное сомнение, молодое, бледное, слегка опухшее, но миловидное лицо на откинутой назад голове. Он был художник.

12924577_1675260796024591_4989986431437168102_n

Любители очень хорошо знают его картинки, писанные по большей части на один и тот же, слегка измененный сюжет. Его герои – кошки, были у него коты спящие, коты с птичками, коты, выгибающие спину,даже пьяного кота с веселыми глазами, за бокалом вина, изобразил однажды Гельфрейх. В котах он дошел до возможного совершенства, но больше ни за что не брался. Если в картине, кроме кошек, были еще какие-нибудь аксессуары: зелень, откуда должны были выглядывать розовый носик и золотистые глазки с узкими зрачками, какая-нибудь драпировка, корзинка, в которой поместилось целое семейство котят с огромными прозрачными ушами, то он обращался ко мне. Своими кошками он в два года добился известности. Ни прежде, ни после я не видел такого мастерства в изображении котов всевозможных возрастов, мастей и положений…»

12800278_1675260836024587_6732904061453260934_n
В этих немногих строках Гаршин прекрасно очертил образ нашего художника Яблочкова и дал меткую характеристику его картин. Действительно, в изображении кошек Яблочков достиг мастерства. Положения он всегда выбирал с большим вкусом и тактом. Чрезвычайно, например мила его картинка, как всегда небольшая по объему, изображающая кошечку, следящую с напряженным вниманием за порхающим над нею мотыльком; она уже подняла лапку — схватить его; поза, выражающая сладостное ожидание, глаза немного прищуренные, внимательно следящие за движениями ожидаемой добычи, превосходны… Были у Яблочкова картины с более сложными сюжетами. В них он проявил меткость наблюдения, дар схватить поэтический момент и часто тонкий юмор. Талант Яблочкова не подлежит сомнению… Копии с картин Яблочкова можно видеть в некоторых наших иллюстрированных журналах за 70-е годы. Полезно бы составить каталог его картин и этюдов. Интересно бы знать хотя бы краткие биографические черты художника. Средства, которыми располагают харьковские библиотеки, не позволили мне сделать этого. Может быть исполнит это кто-либо из лучше и ближе меня знавших Яблочкова.»

12321678_1675260839357920_5686203366441856648_n

Мы, увы, еще не знаем откуда родом был этот уникальный кошачий живописец. Не знаем мы, ни даты его рождения и смерти. Неясно точно также и сколько лет жил художник в нашем любимом городе.Не исключено, что именно в Харькове состоялось знакомство Валериана Александровича с Всеволодом Гаршиным. Однако не подлежит сомнению тот факт, что многочисленные харьковские «Барсики» и «Мурки» остались навеки запечатленными на полотнах гениального художника-самоучки, всю свою жизнь рисовавшего только семейство кошачьих…

 

Специально для фундации «Харьков Манящий» — Антон Бондарев.
Не придумываете Харькову легенд. Вы и так живете в живой легенде.
Всё самое интересное только начинается.