Уникальная Харьковская реклама 1891 года

31.07.2015 /

В 1894 году выходит книга Н. Плиского «Реклама, её значение, происхождение и история».

13821_1578041199079885_5364082267524643164_n

Это было одно из самых первых в России пособий по рекламному делу, включающее в себя исторический обзор и перечень примеров рекламы того времени, большей частью носящих курьёзный характер. Многие примеры, приводимые автором, поистине неповторимы по своей изобретательности и оригинальности. В своем исследовании автор пишет не только про рекламные инструменты Европы и Америки, но и приводит примеры особенностей рекламы Российской империи того периода. В силу этого, не обошел своим пристальным вниманием автор сего фундаментального труда и наш родной город.

Не исключено, что нижеописанная ситуация вызвала грандиозный скандал или же была просто излюбленным приемом хитрого Харьковского купечества.

10442500_1578041195746552_9042575609750052379_n

Харьковская купеческая реклама.

У нас в особом авантаже
Всегда бывали распродажи…
Об этом тысячи реклам
Порой свидетельствуют нам.
И в самом деле: коммерсанты
Имеют крупные таланты
По части всяческих реклам…
На днях одна реклама нам
Невероятная попалась:
В ней пренаивно заявлялось,
Что вот, по случаю пожара,
Который в магазине был.
Устроить Коммерсант решил
Весьма дешевый сбыт товара…
Казалось бы, что тот товар
По той причине стал дешевым,
Что повредили его пожар.
Но нет! товаром свежим, новым
Желает торговать купец;
Он заявляет поди конец,
Что продавать товар свой новый,
Который только получил,
Он по цене весьма дешевой
Из-за пожара порешил…
При чем же тут пожар, скажите?
И мало-ль всяких есть событий,
Несчастных случаев других?!
Ужель купцы начнут и их
Вдруг приплетать к своим рекламами,
Чтоб дать возможность нашими дамами,
Как можно легче и скорей,
Опустошать карман мужей?..

Харьков. 1891.