Украинский Харьков. Об одном важном концерте и не менее важной петиции

Реальная история Харькова намного интересней, чем может показаться на первый взгляд. Великие судьбы и уникальные факты настолько тесно сплелись в прошлом нашего города, что превратили его в живую легенду. Происходившие более 100 лет назад события в Харькове бывают столь занимательными, что их не в состоянии переплюнуть даже искушенная фантазия и талант самого великого писателя. Сегодня я расскажу вам о Харькове Украинском. О том удивительном Харькове, который не стоит искать в 20-30 годах прошлого столетия. О важнейшем событии, которое стерлось в памяти многих…12244405_1636981429852528_8378259936190402893_o

Далекого 15 августа 1902 года в Харькове в здании Императорского университета состоялось торжественное открытие ХІІ археологического съезда. Для нашего города событие сие было крайне важное. Ведь проходивший с 15 по 27 августа съезд был, по сути, первым крупным научным форумом всероссийского масштаба, проводившемся в Харькове. Археологические съезды с периодичностью раз в три года начали проводится в Российской империи с 1869 года по инициативе императорского Московского археологического общества .Основной целью их было, проходя в разных городах страны, вызвать в среде местных ученых и передовых представителей общества интерес к археологии и истории своего края.О важности и значимости мероприятия написано немало. Ведь ХІІ Археологический съезд в Харькове по праву считается одним из самых масштабных в империи. Однако в данной заметке речь пойдет о другом.

Все дело в том, что этнографическому отделению съезда пришла в голову одна гениальная мысль: представить приехавшим со всех уголков империи делегатам поэтическое творчество украинского народа в его живых представителях и хранителях- кобзарях, бандуристах и лирниках.

12196364_1636981423185862_6625981933029496701_n
И вот 19 августа для участников съезда состоялся этнографический концерт. Выступившие на сцене кобзари и лирники из Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний произвели на зрителей своей мастерской игрой ошеломляющее впечатление. Корреспондент ведущей музыкальной газеты в своем репортаже особо отметил, что «нужно отдать справедливость харьковским кобзарям, с виртуозной стороны они довели технику до высшей степени».

12119132_1636981426519195_8443820941794986477_n
Французский же делегат, известный писатель барон Де Бай, придя в восторг от выступлений бандуристов, вопрошал окружающих: «почему этот превосходный по тембру инструмент (бандура) заброшен и не культивируется русским обществом, ухватившимся, как дети, за заморскую игрушку — мандолину или жалкую, беззвучную балалайку»
У входа в зал была поставлена кружка для пожертвований в пользу выступающих музыкантов. По окончании концерта в ней оказалось около 112 рублей. В своем прощальном заседании ХІІ Археологический съезд в Харькове постановил ходатайствовать перед министром внутренних дел о прекращении преследований со стороны полиции бандуристов и лирников. После чего именно в Харькове была составлена на эту тему петиция, которую, между прочим, подписали все делегаты съезда. В завершение своей статьи, посвященной концерту бандуристов и кобзарей, корреспондент ведущего музыкального периодического издания того времени — «Русской Музыкальной Газеты» напишет замечательные и важные слова: «Не касаясь научной стороны съезда и его высоких целей, нельзя не помянуть добром этого гуманного дела его. Бандуристы и лирники — непрофессиональные нищие; это бедные слепцы, музыкой и пением зарабатывающие свой горький кусок хлеба, как другие музыканты, а затем они единственные хранители и продолжатели музыкально- поэтического творчества малорусского народа и уже поэтому одному заслуживают не гонений и преследования, а участия и заботы ввиду их беспомощного вследствие слепоты состояния. Честь и слава ХІІ археологическому съезду в Харькове, заступившемуся за слепых и голодных украинских баянов!»

Дорогие наши читатели, как известно, «история Харькова нас все манит и манит», в силу этого я не могу не поделиться с вами самой программой этого важнейшего и уникальнейшего этнографического концерта .
Программа сия, как и фото, публикуются впервые. Текст и язык самой же программы приводится в большинстве своем в оригинальном (исходном) виде.

12219418_1636981526519185_8260184635731765494_n

Отделение I ( Историческое ) .
— Дума про вдову и троих сынов, исполняет лирник Ларивон (Харьковская губерния)
— Пісня про Морозенка, исполняет бандурист Терентий Пархоменко (Черниговская губерния)
— Дума про трех Самарских братьев, исполняет бандурист Михайло Кравченко (Полтавская губерния)
— Дума про Хмельницкого та Барабаша, исполняет бандурист Иван Кучеренко (Харьковская губерния)
— Дума «Буря на чорному Мори» (про Алексея Поповича ), исполняет любитель-виртуоз И.М.Хоткевич с аккомпанементом бандуры.
— Дума про Степана (из Невольника) исполняет артист Садовский с аккомпанементом фортепиано .
— «Разрушение Сечи» и «Ой сів пугач», исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.

Отделение II (Песни релегиозно- нравственные и бытовые)
— Псалма Сковороды, исполняет лирник Самсон Вэсэлый и бандурист Иван Нетеса
— Псалма «Ангелы душу пробуждают «, исполняют бандуристы Терентий Пархоменко, Михайло Кравченко и Петро Древченко
Обрядовые (свадебные)
— «Бачить Бог, бачить Творец» и «Застилайте столы», исполняет хор Тов. Малороссійской труппы.

11247967_1636981523185852_4107703506514291065_n

Бытовые
— Пісни «Чумацька» и «Брулацька» с аккомпонементом фортепиано исполняет артист Садовский
— Пісни «Забіліли сниги» (бурлацька), «Ой из-за Горы Стовпом Дым»(свадебная), «Ой по пид лисом битая дороженька» (свадебная), исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.
— Свадебна пісня «И шумыть и гуде» и «Ой за гаем, гаем «, исполняет хор бандуристов и лирников.

Отделение III. Юмористические и Сатирические песни.
— Про попадью, исполняет бандурист Павло Гащенко.
— Кисиль, исполняет бандурист Иван Нетеса.
— Мищанка, исполняет лирник Иван Зозуля.
— Дворянка, исполняет бандурист Иван Кучеренко.
— «Скину кужиль с полицы «, исполняет хор Тов. Малороссійской труппы.
— Дудочка, исполняют одни бандуристы.
— «Горлиця» и «Гречаныки», исполняют бандуристы, лирники и троиста музыка.

Специально для фундации «Харьков Манящий» — все тот же Антон Бондарев.
Любите свой город и он ответит вам взаимностью!
Все самое интересное только начинается.