Каждый год к 24 августа градус дискуссий о государстве Украина и, ясное дело, об украинском Харькове накаляется. Увы, иногда наука история зачастую превращается в лакейскую мифологию, причем этим не брезгует ни одна из сторон. Высказывания типа «Украина ― родина слонов» и «Харьков никогда украинским не был» одинаково смешны.
Мы забываем, что один из феноменов приграничья ― это то, что представители различных народов, как металлы, смешиваются в плавильном котле, чтобы в итоге образовать нечто совершенное и уникальное.
Какой же он, украинский Харьков?
С конца XVI ― начала ХVII века территория Дикого поля начинает активно заселяться и осваиваться как с запада, так и с востока. И пришли на наши земли не китайцы или таджики, а именно украинцы. Память об этом была настолько сильной, что в документе «Определение Св. Синода 17—18 февраля 1915 г. № 1243» находим удивительную запись:
Архиепископ харьковский Антоний, принимая во внимание, что паства харьковская — потомство переселенцев из Галиции и Волыни (XVII века), при сборе в пользу галичан указал в своем воззвании на особенно близкое родство жителей харьковской епархии с угнетенными голодом и разорениями галичанами и, кроме обычных сборов, установил для сего нарочитый день 25 января, обещав в особом воззвании, что собранная сумма, по испрошении на то разрешения Святейшего Синода, пойдет не обычным порядком по своему назначению, а непосредственно перешлется как братский дар из Харькова во Львов, Благотворительному Комитету. Сбор, благодаря этому, оказался весьма обильным, а потому владыка просил разрешить собранную 25 января сумму, более двух тысяч рублей, послать непосредственно в Галицийский Благотворительный Комитет. Святейшим Синодом ходатайство архиепископа Антония было удовлетворено.
В 1765 году так называемая «вольная Слобожанщина» (я имею в виду Слободские полки) была ликвидирована. Новое административное образование называлось Слободско-Украинской губернией и просуществовало до 1780 года. Затем по указу Екатерины II она была ликвидирована, а территория с центром в нашем городе стала называться Харьковским наместничеством, которое тоже просуществовало весьма недолго: с 1780 по 1796 годы.
После смерти царицы ее сын Павел I своим указом «О новом разделении государства на губернии» восстановил на наших землях название «Слободско-Украинская губерния».
Во время второй Слободско-Украинской губернии в нашем городе в названиях многих периодических изданий присутствовало слово «Украина», что совсем не удивительно.
Многие из них были первыми не только на территории нынешней Украины, но и всей тогдашней Российской империи. Первый опыт использования украинской речи в периодической печати также зафиксирован… правильно, в Харькове в 1816 году.
О плеяде украинских поэтов и писателей, живших и творивших в Харькове и на Слобожанщине, писать можно бесконечно, вспомним хотя бы Семена Климовского, Григория Федоровича Квитку-Основьяненко, «Харьковского кобзаря» Якова Щеголева…
Да что говорить, автором первого фундаментального «Словаря украинского языка», изданного в 1907 году, также был наш с вами земляк ― выдающийся украинский писатель Борис Дмитриевич Гринченко. Во многих городах нашей прекрасной страны ему установлены памятники, висят мемориальные доски, в честь него названы улицы, площади и различные учреждения. В нашем же городе такого нет. И это удивительно и печально. Вот только на днях благодаря кропотливому и упорному труду исследователя первая книга вышла ― уже не так стыдно перед памятью великого украинца.
В конце XIX ― начале XX века в кустарном музее московского губернского земства были выставлены куклы, представляющие все народы и губернии тогдашней Российской империи.
Нашу землю создатели выставки увидели вот так. Наверное, они что-то знали?
Пиво пить в нашем городе любили всегда. Наиболее качественным считалась продукция Украинского пиво-медоваренного завода «Украинка». Самое интересное, что во всей огромной Российской империи было только одно предприятие с подобным названием — и было оно нашим, харьковским.
Литературу на украинском языке в Харькове в начале ХХ века можно было спокойно купить в магазине, который так и назывался: «Українська книгарня». Правда, в годы Первой мировой войны власти магазин таки закрыли.
А еще с 15 по 27 августа 1902 года в Харькове проходил ХІІ археологический съезд. Был он, по сути, первым крупным научным форумом всероссийского масштаба. 19 августа для участников съезда харьковские организаторы устроили этнографический концерт, на котором выступали кобзари, бандуристы, лирники. В своем же прощальном заседании ХІІ археологический съезд в Харькове постановил ходатайствовать перед министром внутренних дел о прекращении преследований со стороны полиции бандуристов и лирников. После чего именно в Харькове была составлена на эту тему первая в украинской истории петиция, которую подписали все делегаты.
Немалый интерес представляет для нас и отзыв киевлян о данном съезде. Прочесть его можно в № 11 за 1902 год ежемесячного историко-этнографического и литературного журнала «Киевская старина».
…Если опыт устройства археологических выставок был на предыдущих съездах, то устроителям этнографической выставки выпало на долю сделать почин новому делу, и Харькову принадлежит честь устройства первой малорусской этнографической выставки, — младшая сестра опередила старшую; то, что должен был сделать старший Киев, сделал молодой Харьков. Немного стыдно было киевлянам слышать, как проф. Мачульский на одном из заседаний в своей речи между прочим сказал: «XII археологический съезд нам воочию показал, что центр малорусских интересов несколько передвинулся и в настоящее время сосредоточивается здесь, в Харьковском округе. Здесь бьется живой нерв малорусской жизни, здесь много оказалось деятелей, проникнутых народными интересами…
Можно сколько еще угодно писать на эту тему, благо фактов об украинском Харькове до 1917 года множество. Но возникает вопрос ― зачем?
Украинским Харьков сегодня делаем мы, как и наши предки ― вчера.
РубрикиУкраинский Харьков