О роли Харькова в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского

Большинству харьковцев творчество всемирно известного художника-мариниста И. К. Айвазовского известно в основном по картинам морской тематики.
Как мы знаем, в 1854-1855 годах художник проживал в нашем городе. Но насколько полно изучен Харьковский период Айвазовского?
В многочисленных современных исследованиях и художественных альбомах, посвященных творчеству великого мастера, есть огромный пробел, связанный с нашим городом. Однако изучение и анализ первоисточников дарят нам удивительные открытия.
В 1889 году типография А.С. Суворина выпускает великолепный двухтомник Ф.И. Булгакова — «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. На академических выставках последнего 25 летия».
Начинается эта книга с биографии Ивана Константиновича Айвазовского. На третей странице мы находим:
«К этому времени относится и первое из его произведений с мотивами малороссийской природы, в 1855 г. он написал в Харькове «Переезд чумаков по изюмской степи».
В 1893 году типографией Стасюлевича был издан первый том выдающегося русского искусствоведа Николая Петровича Собко «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней». На 301 странице этого уникальнейшего издания читаем:
«Поселясь с наступлением Крымской войны в Харькове, Айвазовский воспроизводил там не только морские сражения и бурные стихии, но и совершенно мирные сцены из малороссийской природы»
Ценность исследований Николая Петровича заключается также не только в подробнейших биографиях, но и в стремлении датировать каждую картину и отследить ее дальнейшую судьбу. По этому, на странице 321 мы читаем следующее:
«1855. Картины, бывшие на выставке . И.А.X. в СПб.:
217. „Малороссийская степь“, — чумаки, подъезжающие к еврейской корчме (приобр. наслед. цесарев., впослед. импер. Александромъ Николаевичем).»
Великий мастер создал таких картин немало.
Его украинские пейзажи просто поражают своей невероятной красотой.
После 1917 года работы О.И. Булгакова и Н.П Собко, были незаслуженно забыты.
Однако именно благодаря им мы теперь точно знаем, что многочисленным, чарующим своей красотой, малороссийским пейзажам Айвазовского дал начало именно наш с вами Харьков и природа Слобожанщины.

Специально для фундации «Харьков Манящий» — Антон Бондарев.
Не придумываете Харькову легенд. Вы и так живете в живой легенде.
Ведь все самое интересное только начинается