После незапланированной остановки в Тростянце 22 июля сего года мы нашей дружной командой отправились дальше.
В 2 км от города Сумы расположено село Токари. Хотя по факту нынешние Токари представляют собой два населенных пункта (Токари и Малая Чернетчина), впоследствии объединенные в одно. В самих Токарях еще в начале ХХ века можно было полюбоваться прекрасным имением А. Д. Игнатьева. Это был двухэтажный дом с выдвинутым портиком, перед которым росли пирамидальные тополя. Первый этаж усадьбы был полуцокольным, второй ― мелко рустован.
Увы, в наше время от усадьбы не осталось и следа. Поэтому мы отправились в восточную часть села, где было раньше село Малая Чернетчина, которую также называли Монастырек. Из названий этих можно сделать вполне логичный вывод, что данный населенный пункт был как-то связан с монахами. И это совершеннейшая правда.
На небольшой возвышенности в окружении гор, покрытых лесом, давным-давно находился Сумской Успенский мужской монастырь. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Считается, что монастырь заложили в 1658 году, хотя самые ранние документы на эти земли появляются лишь с 1671 года. В первой половине XVIII века в обители было три храма, и все каменные. В 1750 году построили храм Успения Богоматери, а в 1753 году стараниями подполковника Якова Алексеевича Шубского создана была надвратная церковь и колокольня во имя Всех Святых.
В 1755 в честь архангела Михаила основали третий храм, при котором была братская трапезная. Сумской Успенский мужской монастырь считался одним из очагов культуры и просвещения в тех краях. Полагают, что какое-то время в нем в 60-х годах XVIII века жил знаменитый украинский просветитель, философ и поэт Г. Сковорода. Успенские монахи владели шестью большими фруктовыми садами, а на реке Псел ― мельницей с 10 колесами.
Во время правления императрицы Екатерины II была устроена секуляризационная реформа. Одним из направлений было изъятие церковных владений и упразднение части монастырей. В 1787 году секуляризация (начавшаяся в 1764) добралась и до слобожанских земель. Монастырь закрыли, братии было предписано перейти в Куряж. Сами же постройки разобрали. Кирпич главного храма был продан для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Святейшего Синода, передан был в Каплуновскую церковь. Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви. Каменную ограду, окружавшую монастырь, продали для Богословской церкви Чернетчинской, а деревянные кельи ― сумским жителям. В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви. Лишь один храм Всех Святых остался.
Однако на сегодняшний день полностью Всесвятский храм в Малой Чернетчине не сохранился — от него осталась лишь колокольня, одиноко возвышающаяся посреди села и заметная издалека.
Потратив 20 минут на осмотр старинной четырехъярусной постройки XVIII века, явно приспособленную под оборону, мы двинулись дальше в путь.
На вопрос, вернулся бы я снова в это «сковординовское» и «кондратьевское» место, чтобы полюбоваться прекрасной постройкой в стиле барокко, однозначный ответ я, увы, дать не могу. Вроде и интересно там, но обратно не тянет.
Итак, следующая точка нашего путешествия ― село Краснопольского района, Сумской области под название Груновка. По дороге туда недалеко от поворота на нашу обожаемую Могрицу находится усадьба сельского зеленого туризма. Очень радостно, что, хоть и с трудом, но на Слобожанщине он все же развивается. Кстати, расстояние от усадьбы до могрицких красот — всего около 6 километров.
А вот с самой Груновкой ситуация сложная. Она вроде и наша, слобожанская, а вроде и не совсем. Дело в том, что в 1796 году в результате губернской реформы императора Павла I была восстановлена Слободско-Украинская губерния, и Миропольский уезд, входивший ранее в состав Харьковского наместничества, упразднен. А его земли перешли к Суджанскому уезду Курской губернии. В состав УССР эти территории были возвращены лишь 16 октября 1925 года. Вот и получается, что наше, да не совсем. Как бы там ни было, но ехать в Груновку все же стоит. И вот почему.
Древний род князей Барятинских происходил от князей черниговских. Родоначальником их считается князь Александр Андреевич (XVI колено от Рюрика).
В XVIII-XIX веке представители этого старинного рода за счет успешной карьеры и выгодных браков значительно улучшили свое благосостояние. Князь Иван Сергеевич Барятинский (1738—1811 гг.) был известным дипломатом екатерининской эпохи, посланником в Париже. Его единственным наследником был князь Иван Иванович (1767—1825 гг.). В 1799 году Павел I пожаловал ему родовое командорство Мальтийского ордена. Работая в дипломатической миссии в Лондоне, князь женился на дочери лорда Шерборна. В 1806—1812 годы был послом при дворе короля Баварии в Мюнхене, где прослыл известным англоманом.
В период с 1811 по 1820 годы Иван Иванович создает близ села Ивановского (основанного еще гетманом Иваном Мазепой) прекрасную родовую усадьбу Марьино, названую в честь двух жен князя: Марии Франциски Деттон, умершей вскоре после рождения дочери, и Марии Федоровны Келлер.
От двух браков у князя было восемь детей, которые также в дальнейшем упрочили положение семьи. Дочери Ивана Ивановича славились своей необыкновенной красотою. Известная шотландская художница-портретистка Кристина Робертсон, работавшая при дворе Николая I, создала портреты Ольги Ивановны Барятинской ― жены графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова.
Леонилла Ивановна (в замужестве Сайн-Витгенштейн) считалась вообще одной из красивейших женщин своего времени и дожила до 102 лет. Один из самых модных немецких портретистов середины XIX века Франц Ксавер Винтерхальтер в своих полотнах навеки запечатлел для мира ее образ.
А, например, старший сын князь Александр Иванович известен тем, что сломил сопротивление войск Шамиля и в 1859 году взял его в плен. Но не только красоту, блистательный ум и положение в обществе унаследовали от своих родителей дети Ивана Ивановича. Князья Барятинские были одними из крупнейших землевладельцев в Курской губернии. В наследство им достались многочисленные дома, поместья, деревни.
В 1860 году в одной только Льговском уезде Курской губернии князю Владимиру Ивановичу Барятинскому принадлежало порядка 30 населенных пунктов. Ну, а самый младший из детей князя Ивана Ивановича, Виктор, как раз и владел в Суджанском уезде деревней Николаевкой и слободой Груновкой. Личностью он был не менее примечательной, чем его старшие братья и сестры.
В 1841 году, окончив курс Петербургского университета, князь пошел по собственному желанию на морскую службу и вскоре мичманом поступил в Черноморский флот. Вскоре Виктор Иванович приобрел репутацию отличного парусного офицера, а также обратил на себя внимание адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и других. Будучи членом Одесского общества истории и древностей, князь все свободное время посвящал археологии, которая было его страстью. Даже свою личную яхту он назвал «Ольвия». Живя в Севастополе, а позднее в Греции, во время заграничного плавания Барятинский посвящал свободное от службы время археологическим изысканиям и первым стал производить раскопки Херсонеса Таврического. Кстати, считается, что именно он определил место в Афинах, где должен был находиться у подножия Акрополя театр Дионисия. Только уход его судна из Греции помешал ему докопать до той глубины, где впоследствии известным археологом Шлиманом действительно и был найден этот театр.
Талантливейший живописец Ованес Айвазян (Иван Константинович Айвазовский) создал не одну работу на тему Крымской войны. Одному из сражений художник посвятил две картины: «Морское сражение при Синопе 18 ноября 1853 года» и «Синопский бой. Ночь после боя». Последнюю работу Айвазовский воссоздал по схеме князя Виктора Барятинского, которую тот зарисовал на месте по поручению вице-адмирала Нахимова. При этом интересно, что князь не только отметил расположение русских судов, но также и записал отдельно основные цвета сражения. «Для того,— говорил он позднее,— чтобы передать все это какому-нибудь живописцу».
Принял владелец Груновки также и участие в обороне Севастополя. Заболев тяжко тифом, был вывезен из города для лечения. Осенью 1855 года Виктор Иванович женился на Марии Аполлинарьевне Бутеневой. Молодая супруга была по уму и оригинальности ровней мужу. Из-за того, что родилась в Константинополе, имела прозвище «княгиня Кокона». Детство и юность провела в Риме, свободно говорила по-итальянски и знала итальянское искусство в совершенстве, отлично музицировала и прекрасно рисовала.
После заключения мира Виктор Иванович вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга и проживал то в Одессе (где купил великолепный дом), то в своем любимом имении в Груновке. Там он построил огромную усадьбу (под стать родовому поместью в Марьино) на 42 комнаты, которую иногда называли «зеркальный дворец». В ней князь устроил целый музей древностей, огромную библиотеку и картинную галерею.
Живя в усадьбе, князь ревностно занимался и общественными делами в качестве почетного мирового судьи и земского гласного. Около 1861 года появляется в Груновке и крайне необычный храм святого Архистратига Михаила.
Уникальность этой церкви состоит в том, что она сочетает в себе католический и православный стили. Возможно, это связанно с тем, что сама Мария Аполлинарьевна была верующей латинского обряда. Рядом в таком же стиле, что и храм, возведено здание церковно-приходской школы.
Следует отметить, что проводились в Груновском храме церковные службы как для православных, так и для католиков. В 1874 году там же княгиней Барятинской был основан детский приют.
Нуждаясь в теплом климате из-за болезни, последние 12 лет своей жизни князь Виктор Иванович провел почти безвыездно в Италии. Умер он 8 мая 1904 года в Риме на 81 году жизни. Через два года в Лозанне скончалась и Мария Аполлинарьевна.
Сегодня от огромной усадьбы князей Барятинских в Груновке не осталось и следа. Уникальный храм, несмотря на то, что его колокольня немного утратила свою изначальную форму, сохранился практически полностью. Здание церковно-приходской школы также осталось…
Но надолго ли? Это все зависит только от нас.