Тайны монастырских подземелий Харьковской губернии — правда или вымысел?

Запись сия от всей души посвящается десятилетней годовщине наших близких и родных друзей, соратников, партнеров и просто злостно хороших ребят из организации «Дети Подземелий».

Подземелья Харькова и губернии окутанные мифическим ореолом тайн и легенд. Манящие и зовущие вот уж скоро как 10 лет они влекут исследовать свои глубины единственную в Харькове легальную организацию «Дети Подземелий». В преддверии их юбилея хотелось бы сделать им небольшой подарок в виде публикации документов, которых у них, как мы знаем, нет. Но обо всем по порядку.
В далеком 1664 году был основан Хорошевский Вознесенский женский монастырь (ныне это поселок Хорошево что неподалёку от Бабаев и Безлюдовки).

12183920_1634007120149959_1117367834650895773_o
После пожара 17 сентября 1744 года вместо деревянных построек монастыря были возведены каменные. Именно с этим монастырем связанна весьма интересная реальная история о подземельях и кладе. История, где реальность переплетается с вымыслом и легендами, не переставая оставаться при этом реальностью. Ниже цитируемые документы публикуем впервые.

Начнем с того что в книге «История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования (1846 — 1896)», изданной в 1900 году, находим небезинтересный материал.

12047057_1634007080149963_7564748649745065279_n
«Железная дверь в Хорошевском монастыре.
В конце 30-х годов нынешнего столетия при возведении каменной ограды вместо деревянной в Хорошевском женском монастыре в Харьковской губернии рабочие, рывшие землю для фундамента, обнаружили железную дверь, которая по распоряжению игуменьи Анатолии немедленно была заделана камнем и засыпана землей. Эту дверь потом отыскивал харьковский архиепископ Филарет, но без успеха*. По просьбе игуменьи монастыря Олимпиады харьковский епископ Савва в начале 1877 г. ходатайствовал пред св. Синодом о предоставлении права открытия двери и исследования находящегося за нею помещения нашему Обществу. Через министерство народного просвещения это ходатайство в феврале того же года поступило в Общество и было передано на обсуждение в отделение Русской и славянской археологии. Отделение находило желательным произвести исследование хода, но предварительно желало получить точное указание о месте нахождения двери посредством шурфования. Общее собрание в заседании 18 марта одобрило это заключение. В июне 1877 г. расследование местности было произведено под руководством профессора Харьковского университета Щелкова, но не дало никаких положительных указаний, о чем Общество было уведомлено отношением управляющего министерством народного просвещения, от 20 сентября 1878 г.
* В описании харьковской епархии архиепископа Филарета об этой железной двери сказано следующее; «Поныне еще цел подземный ход из обители за ограду монастыря с железными дверями, устроенный для тайного выхода из обители на случай осады монастырской горы Татарами». »

12138512_1634007083483296_7723074666828770715_o

Однако выше упомянутый в документе Епископ Харьковский и Ахтырский (7 декабря 1874 — 23 апреля 1879 ) Савва (Тихомиров) в пятом томе своих автобиографических записок «Хроника моей жизни» рассказывает куда более подробную, интересную но несколько отличающуюся историю о железной двери в Хорошевском монастыре. Добавляя своими словами как бы яркие краски в суховатое изложение событий описанных археологическим обществом.

12065746_1634007073483297_3866124072305439440_n

«26 -го числа представлен был мне профессором физической географии в Харьковском Университете Юрием Ивановичем Морозовым план ограды Хорошевского женского монастыря с следующею под ним подписью: «Согласно указаниям монахинь, поиски железной двери и скрытого за нею помещения были произведены у западной части ограды и преимущественно на внутренней стороне ее, что обозначено толстою черною чертою, всего на протяжении более 40 саженей; со внешней стороны ограды раскопка сделана меньшая. В пункте, означенном буквою А., в фундаменте ограды найдено подобие арки, которая могла бы быть сделана над дверью, но самой двери там не оказалось; быть может она была тайно вынута людьми делавшими ограду; помещение же, находившееся за дверью, вероятно завалилось гораздо раньше постройки ограды.»
Я должен объяснить, по какому поводу составлен был этот план ограды и какой имеет смысл сделанная под ним надпись.

12189183_1634007070149964_4403718312192631072_n
Два телеграфиста Харьковской железной дороги, слышавшие от своей родственницы, проживающей в Хорошевом монастыре, будто, при построении новой каменной ограды в сороковых годах текущего столетия, найдена была в земле запертая железная дверь, за которой, как полагали, сокрыты были какие то сокровища, но которая по приказанию игумени, была снова завалена землею, — подали Министру Внутренних дел прошение о дозволении им отыскать эту дверь и воспользоваться сокрытыми сокровищами за нею. Прошение это передано Министром Обер Прокурору Св. Синода, а этот препроводил оное ко мне на зависящее распоряжение. Я отнесся к Университетскому Начальству с просьбою поручить кому-либо из профессоров произвести около монастырской ограды раскопки для отыскания указываемой телеграфистами железной двери. Труд этот принял на себя упомянутый профессор Морозов, но его работы не привели его, как видно из подписи под означенным планом ограды, ни к каким положительным результатам, о чем и сообщено было мною Синодальному Обер-Прокурору. »

В начале 20 годов прошлого столетия Хорошевский монастырь был закрыт большевиками. Сейчас от некогда величественных построек женской обители практически ничего не осталось.
А железная дверь если она и существует то уверен ждетъ приезда наших дорогих «Детей подземелий», которым, я уверен, она откроетъ все свои тайны.

Специально для фундации «Харьков Манящий» — все тот же неугомонный Антонъ Бондаревъ.
Любите свой городъ и он непременно ответитъ вамъ взаимностью.
Все самое интересное только начинается.

Список источников и литературы:
— Андрей Парамонов, альбом каталог «Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917 гг. «(Фотография Хорошевского монастыря размещена с согласия автора книги)
-» История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования» СПб. 1900
— Савва (Тихомиров, Иван Михайлович; 1819-1896). «Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского». Том 5. Сергиев Посад : 2-я тип. А. И. Снегиревой