«Спрятанное» колесо трактора в памятнике Шевченко — одна из любимых харьковских легенд.
Экскурсоводы говорят, что гостям города нужно найти это колесо среди фигур памятника, дабы обрести свою любовь и остаться в Харькове навсегда.
Также встречаются утверждения, что это колесо от харьковского трактора. Но на самом деле нет — это колесо от трактора Fordson Model F, который начали производить в 1917-м году в США, позже производство было налажено в Ирландии и Англии.
Идея создания трактора повторяла Ford T — он должен был стать максимально простой и легкой машиной, которая бы выпускалась массово на конвейере и была достаточно дешевой, чтобы стать первым трактором для сотен тысяч фермеров. Так, в принципе и вышло — Fordson отличался безрамной конструкцией (по сути все узлы и агрегаты крепились к 20-сильному двигателю и трансмиссии). Всего до 1928 г. было выпущено около 850 тыс. оригинальных тракторов Model F, позже было налажено производство улучшенных версий Model N и E27N, которые выпускались до 1953 г. Fordson F стал самым массовым трактором в истории.
С 1921 по 1927-й год СССР закупил 25 тыс. таких тракторов Fordson F и в 1927 г. они составляли 85% тракторного парка Советского Союза.
Ещё 36 тыс. по американской лицензии было выпущено в Ленинграде с 1924 по 1931-й год, уже под именем «Фордзон-Путиловец». К слову, именно из этого города был скульптор Матвей Манизер, автор памятника Шевченко.
На «групповом фото» на переднем плане — модели тракторов, которые обеспечили механизацию сельского хозяйства СССР в 1920-30-е гг., все они были доработанными копиями американских тракторов:
- Слева — первенец ХТЗ, СХТЗ 15/30 (McCormick-Deering 15-30);
- По центру — Фордзон-Путиловец (Fordson Model F);
- Справа — Универсал (Farmall Regular).
На заднем плане — первый харьковский трактор, «Коммунар». Он был нелицензионной доработанной копией немецкого Hanomag WD-50.