Слобожанский Герберт Уэллс

24.05.2017 /

Уверен, что среди жителей нашего прекрасного города есть немало тех, кто на досуге не прочь почитать (помимо книг и статей об истории Харькова) фантастические книги в так называемом жанре «альтернативной истории». Действие в таких произведениях происходит  в реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (их называют точками бифуркации, или точками развилки) пошла по другому пути.

Действительно, вопрос «А что было бы, если…?» крайне интересен. Помню, как в юные годы меня было сложно оторвать от цикла книг Гарри Гаррисона «Звезды и полосы», где гражданская война в Америке заканчивается объединением сил янки и конфедератов перед лицом общего врага — Британии и последующим разгромом англичан. Интересно, а что бы случилось, если бы Наполеон Бонапарт не умер, а сбежал с острова святой Елены и попытался основать в Африке могущественную империю?

Именно этой теме, кстати, было посвящено первое в русской литературе произведение в жанре «альтернативной истории». Повесть под названием «Вторая жизнь Наполеона» была опубликована в 1917 году в «Журнале приключений». Автор ее ― сейчас, увы, совершенно забытый наш с вами земляк.

Так кто же он, этот «слобожанский Герберт  Уэллс», один из самых плодовитых писателей-фантастов начала ХХ века, работавший под множеством псевдонимов и в разных жанрах? Как и имена многих  величайших жителей Харькова, имя талантливейшего писателя, журналиста, переводчика Михаила Константиновича Первухина (1870 — 1928 гг.) было безжалостно вычеркнуто из памяти и предано забвению. Почти все его богатейшее наследие осталось распыленным по периодике и никогда не переиздавалось в его родном городе, несмотря на пристальное внимание к нему со стороны иностранных ученых.

Родился Михаил Константинович Первухин 6 сентября 1870 года в Харькове, в семье уездного чиновника межевой канцелярии Константина Павловича Первухина и Марии Андреевны (урожденной Дмитриевой). Крестили будущего великого писателя в Свято-Дмитриевском храме. Крестными его стали коллежский регистратор Лев Матвеев и дочь губернского секретаря Олимпиада Андреева, а таинство крещения совершал протоиерей Павел Дахневский.

Помимо двух сыновей (Михаила и Константина), в семействе Первухиных была и дочь Лидия, о которой на данный момент более ничего не известно.

После окончания в 1890 году реального училища Михаил Константинович поступил в Харьковский университет, откуда был исключен из-за своих политических убеждений. Затем девять лет он  служил в управлении Курско-Севастопольской железной дороги. В 1896 г. начал печататься в «Харьковских ведомостях» у А. Ефимовича. В этой газете он размещал «восточные легенды» в духе другого известного нам писателя Николая Каразина. Однако в 1899 году Михаил Константинович заболевает чахоткой и переселяется в Ялту. Там он вскоре становится организатором и редактором «Крымского курьера», который в дальнейшем и возглавляет в 1901—1906 гг. Первухин издает в 1900 году свой первый сборник рассказов «У самого берега синего моря». Также пишет для газеты «Одесские новости». В 1902—1903 гг. его рассказы и очерки печатаются в журналах «Образование», «Русская мысль», «Мир Божий», «Наука и жизнь» и др. В Ялте же Михаил Константинович знакомится с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым, А. И. Куприным, о которых впоследствии напишет многочисленные мемуарные очерки, напечатанные в разных журналах и газетах русской эмиграции. Далекий 1906 год является переломным в жизни Михаила Первухина. По приказу генерала Думбадзе как «опасного мятежника» его высылают из Крыма. Михаил Первухин едет в Германию и начинает работать в Берлине корреспондентом московской газеты «Утро». Там он пишет и публикует в 1907 году в журнале «Пробуждение» свое первое крупное произведение – небольшой роман «Золотой Якорь», представляющий собой бытовую драму из жизни одноименного питейного заведения. Через год, побывав в Баварии и Австрии, он переезжает в прекрасную Италию, с которой и связывает всю свою последующую жизнь. Вначале Михаил Константинович останавливается в Венеции, где жил тогда его родной брат и близкий друг  — художник Константин Константинович. В дальнейшем Николай обитал в Неаполе, два года на острове Капри (где знакомится с А. М. Горьким и его окружением) и в итоге в 1910 году наконец-то оседает в Риме. В 1911 году под псевдонимом  М. Де-Мар он пишет прекрасный  рассказ  «На суше и на море», действие которого разворачивается на Соломоновых островах, где до сих пор обитают плезиозавры.

Живя в Италии, Николай Константинович работает корреспондентом таких российских изданий, как «Биржевые ведомости», «Русская мысль», «Новости дня», «Современный мир», «Образование», «Пробуждение». Он много путешествует по стране, по районам Калабрии и Сицилии, переживает мощное землетрясение, разрушившее Мессину, ездит к берегам Северной Африки. Все это послужило толчком к написанию многочисленных очерков об Италии. Впоследствии он становится редактором «Русского слова» Ф. И. Благова, «Речи» и «Русских ведомостей».

Автор активно публикует свои рассказы в Московском ежемесячном  иллюстрированном  сборнике «Мировая война в рассказах и иллюстрациях». Среди писателей Михаил Константинович считался «художником чеховской школы, сумевшим передать скорбь серенькой жизни».

Помимо своего настоящего имени, Первухин работал под псевдонимами: Марк Волохов, К. Алазанцев, М. Де-Мар, М. Замятин, Староверов.

Занимался Первухин также и переводами. Именно благодаря ему с итальянского языка были переведены на русский язык прекрасные произведения итальянских писателей Эмилио Карло Джузеппе Мария Сальгари и Луиджи Пиранделло.

После победы Октябрьской революции в 1917 году практически все издания, в которых работал Первухин, закрываются, и литературные связи с родиной прерываются. В это время Николай становится активным противником большевизма, его идейная позиция близка к позиции русского публициста Владимира Львовича Бурцева (1862—1942 гг.), с которым он сотрудничал до самой смерти. Роман «Пугачев-победитель» Первухин пишет в 1924 году также в жанре «альтернативной истории». Содержание его не менее увлекательно, чем «Вторая жизнь Наполеона». Воцарение на троне крестьянского вожака автор представил читателю как национальное бедствие, ярко описав весь тот ужас и хаос, который произошел бы в случае победы Пугачева.

В середине 1920-х Первухин начинает симпатизировать раннему итальянскому фашизму, в котором видит идеологию национального возрождения и способ противостояния большевизму как в России, так и в Италии. В силу этого в сентябре 1927 года он публикует своеобразный манифест «Мысли о фашизме», который навсегда вычеркивает его имя из советской истории литературы.

Последний роман Первухина «Жемчужное ожерелье. Из жизни богемы» 1928 года носил скандально-порнографический характер в духе русской беллетристики начала века. А оккультный роман «Земной бог» так и остался недописанным.

Задыхающийся от чахотки писатель умер в Риме 30 декабря 1928 года в полной нищете. Похоронен он на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо.

Незадолго до смерти Николай Константинович написал в письме популярному в то время писателю Василию Ивановичу Немировичу-Данченко (1848—1936 гг.):

Мы ― я и жена ― едим раз в день, да и то столько, что и воробья не накормишь…

В наши же дни имена двух гениальных и удивительно похожих друг на друга братьев Первухиных, Михаила и Константина, позорно забыты в их родном городе.

Ведь в Харькове, который так гордится своими «великими», нет совершенно ничего, что напоминало бы людям о том, что когда-то в нем родились и жили прекрасный художник и всемирно известный гениальный писатель, ставший основоположником жанра альтернативной истории в современной литературе…