Слобожанские легенды о кладах

Не так давно я писал о том, какие сокровища находили наши земляки на Слобожанщине более 100 лет назад. Однако не всем так везло, как героям предыдущей статьи. На наших землях существовало немало поверий о том, как найти и получить клад (скарб), а также легенд, связанных с этим.

Еще в середине XIX века наши предки-слобожане считали, что:

Клад, по народному понятию, может найти только тот, «кому на роду написано». Когда закапывают клад, то его заклинают на несколько голов; и если уже над ним пропало несколько голов, на сколько он заклят, то тогда клад тот дается всякому. Иногда бывает так, что кто-нибудь услышит, на сколько голов заклинается клад, и притом неизвестно каких, тот употребляет хитрость: убивает столько голов животных и бросает на то заклятое место. После этого клад дается без труда.

Наиболее легким, благоприятным и безопасным временем считались ночь под Страстную Пятницу и Ивана Купала. При этом у искателя сокровищ непременно должна была присутствовать зажженная страстная свеча.

Живущий в то время в Изюмском уезде дед Кулемза, занимавшийся 7 лет поисками кладов, рассказывал:

…Однажды пошли мы с одним человеком в Теплянский лес под Пасху, в то время над кладами да над праведными душами свечи горят. Пришли, сидим, а у меня был дротик и шип в сажень.
Вбили его в землю. Потом свечка над землей появилась. Стали рыть ― а там гроб с покойником. С тех пор я и перестал клады искать.

Но были истории и с хорошим концом. Например:

В слободе Двуречной шла девка на Страстную Пятницу в храм. Смотрит ― на дороге свеча горит. Сняла она тогда с правой ноги башмак и поставила в него свечку. А сама в одном башмаке так и пошла на службу Божью в церковь. После службы она пошла к месту, где оставила башмак, и нашла на том же месте коробку, полную серебра.

При закапывании в землю одни сокровища заклинались на несколько лет и звались «срочными кладами». А другие же ― на веки вечные, их называли «бессрочными». Рыть скарбы, которым не вышел срок, было нельзя. Говорили, что в таких случаях сокровища еще больше уходили в землю, а нечистая сила, охранявшая их, причиняла неприятности тому, кто откапывал.

По окончании срока заклятия сокровища якобы сами выходили на поверхность и могли принимать вид петуха (если были зарыты червонцы) или других животных. Пряча клад, заклинатель мог указать, что достаться он может только какому-нибудь человеку с конкретным именем. А еще говорили, что клады проветриваются, выходя из-под земли три раза в год ― на Благовещенье, Пасху и Вознесение.

При заговоренных кладах можно было встретить и их духа-хранителя, как правило, сатану. Если встретивший не боялся, то мог заключить договор. Нашедший брал на условленный срок сколько нужно денег, а в замен оставлял свою душу. По истечении оговоренного срока взятую в долг сумму необходимо было вернуть, иначе нарушители такого договора обрекались на муки вечные.
В данном случае крайне интересно для нас следующее слобожанское предание середины XIX века.

Подле Святых Гор есть высокая могила. Называлась она «Матвеева». На Пасху она «открывалась». В этот день приходили на нее люди, денег занять. Ложились на землю и слышали из-под земли голос: «Сколько тебе денег нужно?». Просители называли необходимую сумму, и в тот же момент деньги появлялись из-под земли . При этом голос из земли предупреждал: «Гляди же, чтобы вернул на следующую Пасху и положил на то же место столько, сколько взял». Много времени так было и много людей из окрестностей брали и возвращали деньги. Однако один человек решил обмануть хранителя клада.

Пришел он на Пасху и взял очень большую сумму, возвращать которую не собирался. Прошел год, должник, ясное дело, не вернулся, да и вообще пьянствовал в то время. После этого каждую ночь стало к нему является нечто и деньги требовать. Что только человек не делал, чтобы избавиться от кредитора, ничего не помогало. А денег отдать он не мог, ибо всех их прогулял. В итоге пошел он и повесился. После этого перестала «Матвеева могила» деньги людям в долг давать. Одни говорят, что хранитель сокровищ на людей обиделся. Другие считают, что деньги все забрал пьяница и прогулял.

В Купянске также  существовало похожее, но немного отличающееся предание на эту тему:

Помимо заговоренных кладов, были и те, которые, как считалось, послал Бог. Они случайно являлись путникам и достойным людям в образе то дряхлого старика, то разных животных. После исполнения небольшой просьбы (например, развязать пояс) древний старик рассыпался кучей монет. Считалось, что пользоваться такими деньгами можно безопасно.

Так, одна женщина, живущая в слободе Преображенской, пошла однажды в лес за орехами и встретила там старика отвратительной наружности. Полушубок на нем был изорванный, все лицо в грязи, а изо рта текла слюна. В страхе она бросилась бежать. Однако старик остановил и попросил: «Утри меня!». Женщина повиновалась, но как только прикоснулась к нему, как он рассыпался деньгами».

В слободе же Двуречной рассказывали другую, не менее увлекательную  легенду.

Вез человек в Купянскую больницу своего сына, смотрит, а за ним конь бежит. Остановился этот человек ночевать в поле близ дороги, а конь не отходит от повозки и тут же себе ложится. Пошел человек в лес, срубил хорошую дубинку, подошел к коню и ударил его по голове ― голова и рассыпалась серебром; ударил вторично коня по ноге ― все ноги сразу превратились в кучки серебряной монеты; а как ударил в третий раз по туловищу ― не стала коня, а только груда самого серебра лежала.

Прошли годы, многие люди все так же, используя всевозможные заговоры и поверья, ищут клады. Забывая при этом, что самое больше сокровище сокрыто в них самих…

РубрикиИстория Традиции Харьковские подземелья