В годы Первой Мировой войны наш народ пережил одну из самых страшных трагедий в своей истории. Украинцы, живущие в Российской и Австро-Венгерской империи, будучи гражданами двух воюющих стран, оказались по разные стороны линии фронта и не по своей воле вынуждены были убивать друг друга. Что связывало в то время наш край и город со Львовом и Галичиной? Не поверите, но достаточно много. Например, в документе «Определение Св. Синода 17—18 февраля 1915 г. № 1243» находим запись:
Архиепископ харьковский Антоний, принимая во внимание, что паства харьковская — потомство переселенцев из Галиции и Волыни (XVII века), при сборе в пользу галичан указал в своем воззвании на особенно близкое родство жителей харьковской епархии с угнетенными голодом и разорениями галичанами и, кроме обычных сборов, установил для сего нарочитый день 25 января, обещав в особом воззвании, что собранная сумма, по испрошении на то разрешения Святейшего Синода, пойдет не обычным порядком по своему назначению, а непосредственно перешлется, как братский дар из Харькова во Львов, благотворительному комитету. Сбор, благодаря этому, оказался весьма обильным, а потому владыка просил разрешить собранную 25 января сумму, более двух тысяч рублей, послать непосредственно в Галицийский благотворительный комитет. Святейшим Синодом ходатайство архиепископа Антония было удовлетворено
Кто-то скажет, что случай этот сугубо пропагандистский. Для меня же это просто очередной факт, когда жители нашего города продемонстрировали свою отзывчивость и самоидентификацию ― как это было, впрочем, не раз в те времена. Ведь согласитесь, если бы паства харьковская не считала себя потомками переселенцев из Галиции и Волыни, то, наверное, и денег бы не дала.
Во время войны в город прибывало немало беженцев. Однако ехали они в то время не с юго-востока, а с запада. Встречали их тогда, как и несколько лет назад, на Южном вокзале. В городе возникли многочисленные благотворительные организации, в том числе и «Общество для оказания помощи малороссийскому населению, пострадавшему от военных действий».
Среди документов, хранящихся в государственном архиве Харьковской области на эту тему при желании можно обнаружить весьма интересные сведения, связанные с жителями Львова и Галичины. В частности, весьма ценны они с позиции генеалогии.
После отступлении армии Российской империи из Галиции в 1915 году на территории нашего края появляются административно высланные и заложники. Ясное дело, что все они, а также место их проживания были переписаны и находились на учете.
Судя по документам из фонда Харьковского губернатора, таковых осенью 1916 года в Богодуховском уезде не имелось.
Как и не было их в Ахтырском, Змиевском, Изюмском, Старобельском, Купянском, Лебединском и Харьковском уездах.
Зато в Волчанском, Валковском и Сумском уездах они были. Среди 13 человек, административно высланных из Галичины, оказался житель Львова Владимир Яковлевич Димитришин. Как знать, может быть, их потомки и по сей день живут сейчас в этом прекрасном городе.
Однако наибольшее количество заложников из Галичины было размещено в Сумах.
Все иностранные священники протестантского, католического и грекокатолического вероисповедания, приехавшие в мирное время на территорию нашего края, с началом войны получили статус военнопленных. Однако военные капелланы, попавшие в плен в ходе боевых действий, также имелись. Все данные по ним, а также их место проживания тщательнейшим образом фиксировалось. Так что подобного рода документы могут, на мой взгляд, представлять немалый интерес для исследователей истории украинской грекокатолической церкви.
Благодаря документам становится известно, что в 1917 году в слободе Терны Лебединского уезда находился полковой священник австрийской армии Роман Адамович Каленюк. Вероисповедания он был также грекокатолического. Взят в плен был вместе с гарнизоном крепости Перемышль. А в Терны прибыл из Киевского лагеря военнопленных. Там же (в Тернах) побывал и его родной отец, православный священник из Львова Адам Самсонович Каленюк. Однако, в отличие от своего сына, он нашел себе занятие на Слобожанщине, став служить в местном Покровском храме.
В Ахтырском Свято-Троицком монастыре проживали в 1917 году 6 грекокатолических священников:
- Иоанн Васильевич Мокрицкий,
- Михаил Андреевич Радошицкий,
- Григорий Максимович Гонтаревский,
- Василий Антонович Рудавский,
- Емельян Васильевич Линкович,
- Даниил Юхимович Полошимович.
Все они не были задержаны или арестованы после начала войны, вынуждены были оставить свои приходы и стали беженцами.
Как известно, Австро-Венгрия была многонациональным государством. Ряд исследователей приводит весьма интересные данные о национальном составе армии. Указывая, что к началу XX столетия 29% составляли немцы, 18% — венгры, 15% — чехи, 10% — южные славяне, 9% — поляки, 8% — русины, по 5% — словаки и румыны и 1% — итальянцы.
На национальность пленных в Российской империи также обращали внимание.
Например, по военнопленным евреям составлялись отдельные списки.
И во всех этих горах документов 100-летней давности можно найти настоящие сокровища.
Ведь по отдельным солдатам указываются крайне подробные сведения. Например, можно узнать, что рядовой 3-го уланского полка Иосиф Твердохлеб был по национальности русином, вероисповедания грекокатолического, родился в 1896 году в селе Надыбы Самборского уезда, а 16 сентября 1915 года у города Ровно был взят в плен. Помимо подробнейших биографических данных, имеющих колоссальную ценность для потомков, в таких документах есть и фотографии в весьма хорошем состоянии. Благодаря чему мы с вами и сейчас можем посмотреть на юного украинца Иосифа Твердохлеба, оказавшегося в годы первой мировой войны в качестве военнопленного на Слобожанщине.
Думаю, в то время наши предки не имели особого выбора, на чьей стороне сражаться. Они просто как граждане своего государства исполняли свой долг. Беженцы, заложники, военнопленные ― далеко не самые приятные страницы истории. Однако они все же связывают два прекрасных украинских края, Галичину и Слобожанщину, и показывают нам весь трагизм ситуации, когда украинцы, воюя за разные государства, убивали друг друга… Будем надеяться, что такое никогда больше не повторится в нашей истории.