Михаил Арцыбашев и его роман «Санин»

04.04.2017 /

Сегодня вспомним еще одного преданного тотальному забвению писателя-харьковца. После революции 1917 года он эмигрировал, но прожил там всего 4 года, которые для советских историков перечеркнули 44 года его жизни на родной земле и писателя вычеркнули из истории.

Михаил Петрович Арцыбашев родился в 1878 г. в Ахтырском уезде Харьковской губернии (хутор Доброславовка). Арцыбашевы принадлежали к «оскудевшему» дворянскому роду, отец Михаила был урядником в Ахтырке. Михаил окончил 5 классов в Ахтырской гимназии, потом намеревался стать художником и учился в Харьковской школе живописи. Но художником ему стать было не суждено (им стал в итоге его сын). Арцыбашев выбрал путь писателя.

Первый свой рассказ он опубликовал в 1895-м г. в «Южном Крае», для того чтобы заработать денег на краски. Но вскоре рисование Михаилу наскучило и он переключился на литераторство. В «Южном Крае» Арцыбашев печатался до переезда в Петербург в 1898 г. Его перу принадлежит множество рассказов, романов, повестей и пьес.

Наибольшую известность ему принес роман «Санин» (1907). Впервые Арцыбашев попытался опубликовать его в 1903-м г. в «Мире Божьем», но получил отказ. В итоге роман вышел в журнале «Современный мир» в 1907 г., публиковался он частями. И уже поднял шум в прессе — последняя часть рукописи была конфискована полицией, притом, как шутили в прессе, «полицейские умерли от стыда». Писателю пришлось ее переписывать… Роман был крайне диаметрально воспринят обществом. Молодежью он был подхвачен, как знамя, старым же поколением смешан с грязью и запрещен официальными властями. Но обо всем по порядку.

После прочтения возникает ощущение, что «Санин» — гремучая смесь Достоевского, Тургенева, Бунина… тяжело подобрать аналогии — манера изложения весьма самобытна, пусть и неидеальна. В Санине краеугольным камнем становится главный герой, который, как обычно, противопоставляется окружению. Но тут герой очень необычен. Главная его идея: все что приносит наслаждение себе и другим, но никому не вредит — естественно. Санин очень умен, до предела искренен и не привязан ни к чему материальному, как бродячий философ. Он насмехается над устаревшими нормами морали и условностями, как над шелухой уходящей эпохи и проходит сквозь них, как горячий нож сквозь масло. Он крайне любит жизнь во всех ее проявлениях и ненавидит все, что ее ограничивает, калечит и убивает.

Арцыбашев натуралистичен, в книге много смертей, притом описываются они так, словно писатель сам их переживал.

Действие, судя по косвенным признакам, происходит в Харьковской губернии — Святогорске и в ближайшем провинциальном городке (очевидно, Изюме или Славянске). Тут нельзя не вспомнить и Северский Донец во всей его красе, и украинские вышиваночки, которые любят одевать красивые барышни на пикниках…

Конечно же, есть тут и бесконечные метания интеллигенции и безрезультатные хождения «в народ» после неудавшейся революции 1905-го… Споры до хрипоты о роли религии и христианства в истории человечества… И разочарование с лицемерием, которое пропитало общество чуть более чем полностью. Общество, которое обязательно взорвется…

Роман был жутко популярен, читали его и студенты, и рабочие, и интеллигенция, и даже преступники в местах заключения. Он был весь раскуплен, но впоследствии запрещен к повторной печати из-за излишней фривольности и распущенности. Хотя ничего за гранью откровенного я в нем не увидел, но скидку на эпоху стоит делать.

Арцыбашев очень сокрушался по поводу этих обвинений, он говорил, что все внимание прессы уходит к малозначительным деталям романа, в то время как суть произведения перед рецензентами ускользает… Интеллигенция и студенты устраивали лекции и публичные санинские чтения в институтах (а после запрещения — в квартирах).

Появились «санинцы» и «арцыбашевцы», свободные от условностей, которые создавали «лиги свободной любви» — такие себе архехиппи начала 20-го века. Особое распространение они получили в крупных провинциальных городах, таких как Казань, и, особенно, Минск.

Популярен «Санин» был и за рубежом, роман был переведен на множество языков, включая арабский и японский, и вызвал бурю полемики в прессе. В Германии он даже был дважды экранизирован. Любопытно, что Петербургский комитет по делам печати в апреле 1908 г. писал, что Санин — не выдумка автора, а списанный с натуры персонаж, который является развитием нигилистов XIX века.

До революции 1917 г. в России экранизировали и другие произведения Арцыбашева, были популярны его театральные постановки.

Михаил Арцыбашев и актриса Лидия Яворская. К постановке пьесы «Закон дикаря», 1915 г.

Судьба самого писателя была такой же сложной, как и его герои. Он перенес трепанацию черепа из-за тяжелой формы туберкулеза, в молодости пережил неудавшееся самоубийство, из-за чего практически ничего не слышал. Ходил в студенческом костюме, хоть и студентом никогда не был.

Как говорил Арцыбашев, обвенчали на первой жене его по обману, напоив до беспамятства. Жену в итоге он бросил с ребенком.

Его сын, Борисе, стал талантливым художником и десятилетиями рисовал обложки журналов Time, Life и Fortune в США.

Не менее драматично закончился и второй брак, продолжавшийся 12 лет. После того как писатель разбогател и перевел на жену большую часть состояния, она его бросила и ушла к заурядному актеру. Тут уж точно стоит вспомнить, что поступки иногда возвращаются бумерангом.

Третья жена проводила Арцыбашева до гроба… Большевиков Михаил Петрович не воспринял органически. В 1923 г. он уехал под предлогом лечения в Польшу, и там и остался, получив польское гражданство (у него были польские корни по матери). Был антисоветским рупором в местных эмигрантских газетах… Увы, из-за пошатнувшегося здоровья он умер в 48 лет, в 1927 г.

В советское время на его творчество было наложено табу и только сейчас интерес к Арцыбашеву, некогда популярнейшему дореволюционному писателю, возрождается.

Скачать «Санина» можно здесь (.txt):