В далеком 1918 году харьковцу, художнику-любителю Василию Федоровичу Леви посчастливилось наконец то познакомиться со своим кумиром — Ильей Ефимовичем Репиным.

Сам Леви признавался, что буквально с юности, еще не будучи с ним знакомым, уже боготворил Репина, восхищался не только его живописным мастерством, которое для него было неоспоримо, но и гражданской позицией художника, отстаивавшего справедливость, честность, человеческое достоинство.
С 1900 года Илья Ефимович Репин жил в своем имении «Пенаты», которое находилось в Финляндии, в дачном поселке Куоккала.
Приехавший Леви застал в Куоккале нищету и запустение. В своих воспоминаниях он пишет:
Когда я познакомился с И. Е. Репиным, Куоккала представляла собой почти всеми покинутое, значительно разрушенное пустынное место. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты…
Знаменитые некогда “среды” умерли. Пришибленные стихийным переворотом в общественной и в личной жизни, “обыватели” всей финской периферии не только не имели интереса к средам Репина, но в большинстве случаев забыли или не знали о существовании Репина. Репин жил в Пенатах один, в нужде (нужда и проголодь были всюду кругом)…
Нужда Репина была так велика, что спасало его, по его уверению, только наличие в хозяйстве хорошей козы, молоко которой составляло основу скудного питания…Наконец, меня ввели в низкую, сильно натопленную горенку… У стены стояло пианино. Там меня радушно встретил небольшого роста, бодрый, подвижный, сухонький старичок в седой живописной шевелюре и с седой нехоленой бородкой. Это и был Илья Репин, пленявший с детства мое воображение. На нем был странный костюм: вицмундир времен Александра Первого с высоким стоячим воротником, обшитый галунами и при орденах. Я опешил. Что за чудачество! Потом я узнал, что мундир этот был из реквизита для картины «Пушкин на экзамене в лицее» и предназначался для Державина. Репин его иногда «донашивал» в эти дни безвременья, как и некоторые другие чудные костюмы из богатого реквизита.
Однако так было далеко не всегда.
Редкие фотографии из журналов начала 20 века позволяют нам увидеть всю былую роскошь и великолепие Репинской усадьбы в Куоккале.
А самого великого мастера — несломленным и дышащим счастьем.
РубрикиХудожники