Многие думают, что последний тепловоз был выпущен в Харькове в 1968-м (ТЭП10). На самом деле была ещё одна секретная серия поездов, которые выпускали на заводе Малышева позже, в 1970-х. Но обо всём по порядку…
Транссибирская магистраль строилась на южных границах Российской империи — на наиболее благоприятной территории за Уралом. На Дальнем Востоке она шла очень близко к границе с Китаем. После охлаждения отношений с КНР и последующего военного конфликта на острове Даманский в 1968-м СССР начал интенсивно укреплять дальневосточные оборонительные рубежи, законсервированные во время дружбы с Китаем в 1950-х. Это включало восстановление инженерной инфраструктуры укрепрайонов и военных группировок, переброску дополнительной техники и личного состава на постоянную службу вдоль границы с Китаем.
Но железную дорогу нельзя было взять и подвинуть на север. В случае войны китайцы могли легко перерезать Транссибирскую магистраль — главную транспортную артерию для сообщения с Дальним Востоком. Байкало-Амурская магистраль должна была дублировать Транссиб к северу от Транссибирской магистрали и возобновление ее строительства приобрело значение чрезвычайной стратегической и оборонной важности. Но прокладка столь длинной железнодорожной ветки в тайге — дело не одного года, поэтому было решено вспомнить об одной из военных концепций, о которой забыли с конца 1940х, но выполнить её на более современном технологическом уровне.
Речь идёт об использовании бронепоездов.
В начале 1970х завод им. Малышева создал бронепоезд БП-1 и бронелетучку БТЛ-1. Бронепоезд мог включать в себя до 5 бронелетучек.
Каждая бронелетучка БТЛ-1 состояла из бронированного тепловоза ТМ (переделанный маневровый ТГМ1), оснащенного десантным отделением на 9 чел. и прицепной платформой, с бронекоробом с 8 пулеметчиками и танком Т-55/Т-62. Последние могли в случае чего покинуть платформу и уехать в атаку. Всего на заводе им. Малышева в 1971-72 гг. было выпущено 42 бронелетучки БТЛ-1.
Бронепоезд БП-1 был уже более сложным и «серьезным». Он состоял из бронированного двухъярусного тепловоза, построенного на базе ТГ20. Отделение машиниста располагалось на первом этаже, боевая рубка с командиром — на втором.
В состав поезда включались, кроме упомянутых выше бронелетучек БТЛ-1 еще и платформы с танками ПТ-76, зенитные платформы (ЗУ-23-2), платформы с железнодорожными бронемашинами БТР-40жд, штабной и страховочные вагоны…
Всего в первой половине 1970х в Харькове было построено 4 бронепоезда БП-1, которые состояли на службе на Транссибе под Читой. Воевал лишь один из них, при этом его пришлось использовать очень далеко от места дислокации — в Карабахской войне 1992-1994 гг. Сейчас, очевидно, все их уже пустили на лом. На этих бронепоездах история железнодорожного машиностроения в Харькове была закончена.